Программа по профилактике плоскостопия

Российская Федерация

1.Пояснительная записка.
1.1. Обоснование необходимости разработки и внедрения данной программы.
Сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема
сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с раннего возраста, росли
здоровыми и гармонически развитыми.
Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все
меньше и меньше. По данным опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3
до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Все чаще и
чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и с нарушением осанки, так как эти заболевания взаимосвязаны.
Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным
аппаратом. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы
перенапрягаются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное,
поперечное или продольно – поперечное. Наиболее часто встречающей патологией у детей дошкольного возраста является деформация
свода стопы – ее уплощение. Речь идет о продольном плоскостопии, так как поперечное плоскостопие в детском возрасте встречается
сравнительно редко.
Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью
при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более
раннимпоявлением болевых синдромов остеохрондроза.
Дошкольный возраст - это важный период, когда закладывается основы здоровья, развиваются двигательные навыки, закаливается
организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности.
Профессор И.А. Аршанский, более тридцати лет назад дал формулу важнейшего закона развития: ведущей системой в организме
ребенка является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в зависимости от нее. Нагружая скелетно – мышечную систему, мы не
только делаем ребенка сильным и ловким, но тем самым развиваем и укрепляем его сердце, легкие, все внутренние органы.
Включение в интенсивную работу скелетно - мышечной системы ведет к совершенствованию всех органов и систем – к созданию
резервов мощности и прочности организма, которые, в свою очередь, и определяют меру крепости здоровья.
В настоящее время идет постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств и методов оздоровления детей
дошкольного возраста в условиях организованных детских коллективов. Существует ряд практических работ известных авторов по
профилактике плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Среди них практические пособия: Моргуновой О.Н.
«Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ»; Анисимовой Т.Г, Ульяновой С.А. «Формирование правильной осанки и
коррекцияплоскостопия у дошкольников»; Клюевой «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в
условиях детского сада», Лосевой В.С. «Плоскостопие у детей дошкольного возраста: профилактика и лечение», Шармановой С.Б.,
Федорова А.И.
«Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания».
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы укрепления и сохранения здоровья детей, направлена на
профилактику и коррекцию функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей и является модифицированным
вариантом, так как содержание обучения базируется на практических рекомендациях известных авторов, ограничено 1 годом, 32 часами
занятий.

3.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: Формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, профилактика и коррекция
заболеваний опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста.
Основные задачи программы:
Оздоровительные задачи:
сохранять и укреплять здоровье детей;
содействовать правильному и своевременному формированию физиологических изгибов позвоночника и свода стопы;
оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;
укреплять связочно-суставной аппарат, мышцы спины и брюшного пресса, как необходимое условие для профилактики
плоскостопия и нарушения осанки;
обучать правильной постановке стоп при ходьбе;
Развивающие задачи программы:
развивать психофизические качества (быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость);
двигательные способности детей (функции равновесия, координации движений);
дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;
Воспитательные задачи программы:
воспитывать и закреплять навык правильной осанки и стереотипа правильной походки;
корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
3.3. Отличительные особенности программы.
Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых способствует укреплению и сохранению
здоровья детей.
Реализация программы направлена на профилактику и коррекцию функциональных отклонений со стороны опорнодвигательного аппарата у детей.
Наличие физиологического обоснования программы с учетом возрастных особенностей детей.
Данная программа может применяться в любом дошкольном учреждении благодаря простоте большинства рекомендуемых
средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры.
Знания, умения и навыки детей, полученные на занятиях, имеют практическую значимость.
Программа не дублирует ни один из предметов. Она закладывает основы укрепления здоровья и предусматривает активную
практическую деятельность детей и воспитателя.
Содержание программы базируется на теоретических и практических работах Алямовской В.Г., Тарасовой Т.А., Страковской В.Л.,
Лосевой В.С, Моргуновой О.Н, Клюевой М.Н, Шармановой С.Б, Анисимовой Т. Г., Ульяновой С.А. и др.
Срок реализации программы: 8 месяцев учебного года, с 1 октября по 31 мая.
3.4.Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Программа рассчитана для работы с детьми 3-4 лет жизни, посещающих 2-ю младшую группу детского сада. 4-5 лет жизни
посещающих среднюю группу детского сада.

Дошкольный возраст (3-4лет) характеризуется значительной динамикой показателей физического и двигательного развития ребенка.
Быстрыми темпами идет ростскелета и мышечной массы.
Характерными особенностями этого возраста является развитие верхних частей тела, плечевого пояса и слабость костно - мышечного
аппарата. По сравнению со взрослыми костная система ребенка богаче хрящевой тканью, содержит больше органических веществ, меньше
минеральных солей, поэтому кости ребенка легко поддаются искривлению и могут приобрести неправильную форму под влиянием
неблагоприятных внешних факторов.
В младшем дошкольном возрасте движения у малышей несовершенные, неточные, сознательное управление движениями еще
ограничено. Маловыраженные изгибы позвоночника, своды стопы, недостаточное развитие вестибулярного аппарата, высоко
расположенный центр тяжести, слабость мышц ног – все это обуславливает частые падения ребенка.
Рост детей четвертого года жизни находится во взаимосвязи с развитием основных видов движений – прыжков, бега, метания,
равновесия. Дети высокого роста бегают быстрее сверстников, а невысокие ребята делают относительно мелкие шаги, но дополняют их
высоким темпом передвижения. Способность к быстрому бегу определяется также индивидуальными различиями, координационными
возможностями, которые в данной возрастной группе еще не велики.
Ребенок 3–4 лет не может сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. Важно приучать детей дышать носом
естественно и без задержки. При выполнении упражнений следует обращать внимание на момент выдоха, а не вдоха. Если во время бега или
прыжков дети начинают дышать через рот – это сигнал к тому, чтобы снизить дозировку выполняемых заданий. Для малышей полезны
упражнения, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями.
У детей этого возраста замедленная двигательная реакция, недостаточно развиты мышцы – разгибатели. Значительная часть мышечной
силы у детей младшего дошкольного возраста затрачивается на поддержание равновесия. Внимание детей неустойчиво, они легко
отвлекаются, быстро утомляются от однообразных движений и при длительном сохранении одной позы.
Кора головного мозга ребенка, несмотря на большие темпы развития, еще недостаточно сформирована; наблюдается незрелость
анализаторов. Новые условно – рефлекторные связи создаются легко, но непрочны. Движения дети выполняют схематично, несогласованно,
часто замедленно. Однако в этом возрасте дети способны последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд и
подчиняться заданному темпу (в основном среднему). Трехлетний ребенок может подпрыгивать на двух ногах, спрыгивать с кубиков
высотой 10 -15см, перепрыгивать через лежащий на полу шнур. Прыжок в высоту на уровне 5 см еще не удается.
На четвертом году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями.
Ребенок в этом возрасте умеет хорошо бегать. Он способен изменять скорость, направление или характер движения, например, перейти от
бега к ходьбе по сигналу воспитателя. Умеет при ходьбе держаться прямой линии, а также бросать мяч и не терять при этом равновесия.
Более отчетливо двигательные навыки начинают проявляться в 4 - летнем возрасте. Именно тогда отмечается наибольший прирост
частоты движений, силы отдельных мышц, прыжка в длину. Появляются первые попытки сочетания движений с ходьбой. Бег ребенка еще
похож на семенящий шаг, ему трудно ловить мяч и посылать его в цель, но легко прыгать с мячом, несмотря на то, что движения еще не
согласованны. В четырехлетнем возрасте дети достаточно хорошо сохраняют равновесие, спускаются с горы на санках, ездят на
трехколесном велосипеде.
Следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, вызывают искривление костей и, наоборот,
умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения – бег, лазание, прыжки – стимулируют рост костей,
способствуют их укреплению.

Возрастные особенности детей средней группы (от4 до 5 лет)
В возрасте 4-5 лет у детей происходит дальнейшее изменение и совершенствование структур и функций систем организма. Темп
физического развития остается таким же, как и в предыдущий год жизни ребенка. Прибавка в росте за год составляет 5-7 см, массы тела 1,5-2 кг. Рост (средний) четырехлетних мальчиков-100,3 см, а пятилетних-107,5 см. Рост (средний) девочекчетырехлет-99,7 см, пяти лет106,1 см. Масса тела (средняя) мальчиков и девочек равна в четыре года 15,9 кг и 15,4 кг, а в пять-17,8 кг и 17,5 кг соответственно.
При оценке физического развития детей учитываются не только абсолютные показатели, но и пропорциональное их соотношение: вес
рост, объем головы - объем грудной клетки и др. С возрастом, естественно, эти показатели изменяются. Так, объем грудной клетки
увеличивается интенсивнее, чем объем головы.
Опорно-двигательный аппарат. Скелет дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с
особенностями развития и строения скелета детям 4-5 лет не рекомендуется предлагать на физкультурных занятиях и в свободной
деятельности силовые упражнения. Необходимо также постоянно следить за правильностью принимаемых детьми поз.
Материалы для игр с предметами желательно размещать так, чтобы дети не только занимали удобные позы, но и почаще их
Необходимо дозировать двигательную нагрузку детей при выполнении разных видов упражнений. Например, ходьба на лыжах не должна
превышать 15-20 мин., с перерывом на отдых. Отдыхая (2-3 минуты), дети могут постоять на лыжах, посмотреть на заснеженные деревья. В
хороший летний день можно совершить с детьми прогулку на расстояние не более 2 км при условии обеспечения короткого отдыха через
каждые 20 мин. пути и в середине экскурсии - привал в сухом тенистом месте длительностью до получаса.
Во время утренней гимнастики и физкультурных занятий важна правильная дозировка физических упражнений, укрепляющих
мышцы спины, шеи, рук, ног - не более 5-6 повторений.
Сердечнососудистая система. Частота сердечных сокращений в минуту колеблется у ребенка 4-5 лет от 87 до 112, а частота дыхания
от 19 до 29.
К 4-5 годам у ребенка возрастает сила нервных процессов. Особенно характерно для детей данного возраста совершенствование
межанализаторных связей и механизмов взаимодействия сигнальных систем. Малышам трудно сопровождать словами игровые действия или
воспринимать указания, объяснения воспитателя в процессе выполнения гимнастических упражнений.
Вместе с тем именно к пяти годам усиливается эффективность педагогического воздействия, направленного на концентрацию нервных
процессов. Поэтому на занятиях и в быту следует предлагать упражнения, совершенствующие реакции ребенка на какой-либо сигнал:
вовремя остановиться, изменить направление или темп движения и т. д.

3.5.Режим и формы занятий.
Общее количество часов в год – 32 часа.
Программа рассчитана на 1 занятие в неделю. Длительность каждого занятия – 1 час академического времени (один академический час
для младших дошкольников равен 15 минутам, средняя группа – 20 минут в соответствии с требованиями СанПиНа).
Занятия проводятся в игровой форме. Каждое занятие объединено общим сюжетом.
В сюжет занятия вводятся задания, направленные на обучение правильной постановке стоп при ходьбе; повышение тонуса коротких
мышц стоп; укрепление связочно - суставного аппарата и увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп и
координации движений, развитие коммуникативных качеств и свойств личности.
Занятия, как правило, проводятся по общей схеме:

вводная часть решает задачу подготовки организма к физической работе.
основная часть включает в себя упражнения, обеспечивающие развитие общей и силовой выносливости мышц спины, брюшного
пресса и грудной клетки для создания «мышечного корсета», корригирующие упражнения в сочетании с дыхательными. В конце
основной части проводится подвижная игра, правила которой предусматривают сохранение правильной осанки.
заключительная часть обеспечивает постепенное направленное снижение физической активности, создание благоприятных
условий для успешного протекания восстановительных процессов в организме ребенка и плавный переход к другим видам
деятельности.
3.6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
К показателям эффективности можно отнести:
сохранение и укрепление здоровья детей;
развитие гибкости и подвижности позвоночника, правильное формирование сводов стопы;
укрепление связочно-суставного аппарата и мышечного корсета у детей;
овладение навыком правильной походки;
развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, силы, гибкости, ловкости, координационных
способностей.
умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать полученные знания и
сформированные умения в изменяющихся условиях;
Эффективность работы по сохранению и укреплению здоровья, профилактике и коррекции заболеваний опорно – двигательного
аппарата детей дошкольного возраста подтверждаются исследованиями:
I. Первичная диагностика детей. Врачом и медицинской сестрой дошкольного учреждения ежегодно проводятся обследования,
направленные на комплексную оценку состояния здоровья, физического развития и функциональных возможностей детей. Задачей
руководителя на этом этапе является ознакомление с результатами медицинского обследования и определение группы детей, нуждающихся
в физкультурно – оздоровительной работе.
На этом этапе проводится беседа с родителями и воспитателями по следующим вопросам:
возраст ребенка;
условия жизни;
наличие жалоб на повышенную утомляемость и боли в нижних конечностях, их интенсивность (острые, тупые, ноющие),
локализация (голень, бедро, коленный, голеностопный, тазобедренный суставы), продолжительность, время проявления.
Исключаются боли при ненастной погоде, больше характерные при ревматизме.
перенесенные заболевания и травмы опорно – двигательного аппарата;
активность ребенка (постоянно подвижен, больше сидит, рисует);
желание родителей связанное с оздоровлением детей.
На основании полученных данных происходит формирование группы детей для оздоровительных и коррекционных занятий
II. Определяются нарушения со стороны опорно – двигательного аппарата. Для этого в начале и конце учебного года проводится:
визуальный внешний осмотр ребенка и стопы (определяется длина пальцев). Если второй палец самый длинный (греческий тип
стопы), первый палец самый длинный (египетский тип стопы) – оба свидетельствуют о предрасположенности к поперечному
плоскостопию;

III. Выявление нарушений осанки требует учета типичных возрастных особенностей физиологической
осанки у детей, которая с возрастом изменяется. В связи с этим нельзя использовать в качестве образца осанку, признанную правильной для
взрослых. В процессе ее формирования создаются варианты типичных (привычных) для того или иного возраста осанок, которые не следует
считать неправильными, если они отличаются от образца. Тест учитывает также, что оценка состояния опорно - двигательного аппарата
требует не только статического, но и динамического исследования стоя при ходьбе.
Для правильной оценки результатов обследования по данной методике необходимо знать возрастно-половые особенности
физиологической осанки и учитывать их.
Например, характерные черты нормальной осанки детей дошкольного возраста следующие: голова немного наклонена вперед, плечевой
пояс незначительно смещен кпереди, не выступает за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в
линию живота, которая выступает на 1-2 см; изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик.
Результаты обследования детей заносятся в тестовую карту для выявления нарушений осанки.

Периоды обучения

Основной период

Подготовительный
период

Задачи

Октябрь ноябрь

Декабрь февраль

Воспитание сознательного отношения к занятиям.
Обучение навыкам принимать и фиксировать правильную осанку.
Обучение специальным корригирующим упражнениям.
Общее укрепление мышечно-связочного аппарата.
Развитие силы мышц (захваты и прокаты стопой предметов различной формы, сгибание – разгибание
пальцев
ног).
Создание правильного представления о нормальной постановке стоп в положении сидя, стоя, в ходьбе.
Обучение правильному выполнению упражнений для формирования осанки и укрепления свода стопы
Обучение массажу стоп мячами – массажерами.
1. Совершенствование навыка правильной осанки и выработка стереотипа правильной походки
2. Развитие гибкости и подвижности позвоночника.
3. Обучение упражнениям, укрепляющим мышечный корсет с применением гимнастического инвентаря
(гимнастические палки, мячи, обручи, мячи – массажеры и т.д.).
4. Укрепление мышц голеностопного сустава и стопы.
5. Развитие силы стопы (упражнения выполняются в исходном положении стоя, добавляется ходьба на
носках, на
наружном своде стопы)

Кол-во
часов
8

12

Заключительный
период

Март май

1. Укрепление мышц ног и верхнего плечевого пояса с применением наклонной доски, массажеров, с
использованием упражнений: покачивание на носках, ходьба на носках на месте, ходьба с высоким
подниманием
колена, бег на месте на носках, прыжки на двух ногах с продвижением вперед по амортизирующему
покрытию
(матах).
2. Развитие общей и силовой выносливости.
3. Формирование навыка рациональной техники ходьбы, бега и прыжков.
4. Закрепление достигнутых навыков стереотипа правильной осанки и походки.

Всего занятий

12

32

V. Содержание программы:
Ходьба

Бег

Оздоровительная
физкультура

Равновесие

Ползание,
подлезание,
пролезание,
лазанье

Прыжки,
метание,
катание,
бросание,
прокатывание

Игры

Кружок
открывает
сундучок

-обычная;
- со сменой
направления
движения;
- по камешкам.

- легкий бег
по кругу;
- по
ограниченной
плоскости (по
дорожке);

Упражнения в
положении сидя
Релаксация

Ползание по
скамейке на
четвереньках
( по- медвежьи)

Прыжки по
узкой дорожке
на двух ногах

«Бездомный
заяц»

«Путешествие
в страну
Неболейка»

- шеренгой с
одной стороны
площадки на
другую;
- с высоким
подниманием
колен;

бег обычный;
- с захлестом;
-врассыпную;
-с
нахождением
места в
колонне;

Упражнения в
положении стоя.
Захват и подъем
с пола мелких
предметов.

Ходьба по
шнуру.
Качание на
мяче,
с
сохранением
правильной
осанки.
Ходьба по
наклонной
доске

Перелезание
через
гимнастическую
скамейку

Прыжки через
косички

«Догони»

Неделя

Мотивация

2 неделя

Октябрь

1 неделя

Месяц

Перспективный план по профилактике плоскостопия и нарушения осанки

с разным
положением
рук;
- приставным
шагом боком;
- со сменой
темпа
движения;
- по – кошачьи
(тихо, мягко)
- с разным
положением
рук;
- приставным
шагом;

бег обычный;
врассыпную;

Упражнения
без предметов в
положении лежа

Ходьба с
мешочком на
голове

Подлезание под
шнур на
четвереньках

Катание мяча
друг другу

«Котята и
щенята»

бег по кругу;
- со сменой
направления
движения;

Упражнения
с мячом.
«Ласковая
кошечка»,
«Кошечка
злится»

Ходьба по
наклонной
поверхности
вверх и спуск
вниз

Пролезание в
обруч

Прыжки из
обруча в обруч

Самолетиксамолет»
«Ловкие
ноги»

Мотивация

Ходьба

Бег

Оздоровительная
физкультура

Равновесие

Ползание,
подлезание,
пролезание,
лазанье

Прыжки,
метание,
катание,
бросание,
прокатывание

Игры

«Зачем ножки
малышам?»

- обычная;
- со сменой
направления
движения;
- по камешкам.

Упражнения
без предметов

Ходьба по
ребристой
доске,
между
кубиками

Пролезание в
туннель на
четвереньках

Прокатывание
мяча вперед и
бег за ним

«Ловишки с
ленточками»

«Пусть будут
здоровы наши
ножки»

- обычная;
- с высоким
подниманием
колен;
- скрестным
шагом;
- ходьба по
камешкам

Бег друг за
другом:
- «полетный
бег»
(широким
шагом)
врассыпную;
- бег
обычный

Упражнения,
сидя на стуле
Правила
гигиены ног.
Массаж ног

Ходьба по
наклонной
плоскости

Пролезание в
обручи с одной
стороны на
другую

Прокатывание
мяча по
дорожке

«Кто
быстрее»

3 неделя

«Стройная
спина»

Неделя

2 неделя

ноябрь

1 неделя

Месяц

4 неделя

«Держи
осанку»

3 неделя

«Мы не малые
ребята, а
веселые
котята»

Упражнения без
предметов

Ходьба на
четвереньках,
подталкивая
перед
собой мяч
головой

Лазанье по
гимнастической
лестнице, не
пропуская реек

Прыжки через
веревку

«Зайцы в
огороде»

- Бег друг за
другом

без предметов
Приемы
самомассажа

Ходьба по
ограниченной
поверхности
с
мешочком на
голове

Ползание по
скамейке на
четвереньках
по-медвежьи

Метание
«шишек» вдаль

«Найди себе
пару

Ходьба

Бег

Оздоровительная
физкультура

Равновесие

Ползание,
подлезание,
пролезание,
лазанье

Прыжки,
метание,
катание,
бросание,
прокатывание

Игры

«Зима
пришла»

- на носках;
- на пятках;
- с высоким
подниманием
колена;

- бег в
среднем
темпе

Комплекс
«Зимняя
зарядка»

Ходьба по
шнуру,
приставляя
пятку
одной ноги к
носку другой.

Ползание на
животе по
гимнастической
скамейке

Прыжки через
4-5 кубиков.
«Поймай
снежок» бросание мяча
вверх и его
ловля.

«В гости к
Мишке»

«Мы малыши
крепыши»

- по
корригирующим
дорожкам;
- гусиным
шагом;
- на носках;
- на пятках;

- бег в
колонне
по одному

Упражнения с
гантелями.
Захват и
перекладывание
пальцами
карандашей.

Ходьба по
скамейке.

Пролезание в
обруч

Прыжки с
разбега через
планку

«Мы
веселые
ребята»

Неделя

2 неделя

декабрь

Легкий бег на
носочках
.

Мотивация

1 неделя

Месяц

4 неделя

«Веселые
туристы»

- обычная;
- с перешагиванием через
кубики;
- по ребристой
доске, руки в
стороны;
- врассыпную;
- обычная
-по дорожке
здоровья.
- по канату

- на носках;
- на пятках;
- на внешней
стороне стопы;
- с высоким
подниманием
бедра;
- семенящим
шагом;

легкий бег

Упражнения со
снежинками

Ходьба на
Пролезание под
носках,
дугами
с
перешагиванием
через предметы,
по камешкам

Метание
«снежков» в
горизонтальную
цель

«Вдоль по
улице
метелица
метет»,
«Заморожу»

«В лес на
новогоднюю
елку»
(итоговое)

- обычная;
- широким
шагом;
- с высоким
подниманием
колен;
- на носках;
- змейкой;

- легкий бег

Упражнения без
предметов

Ходьба с
высоким
подниманием
колен

Подлезание под
веревку

Прокатывание
головой мяча
вперед.
Бросание мяча
двумя руками
из-за головы.

«Стройная
елочка»
«Чем
украшена
елка?»

Мотивация

Ходьба

Бег

Оздоровительная
физкультура

Равновесие

Ползание,
подлезание,
пролезание,
лазанье

Прыжки,
метание,
катание,
бросание,
прокатывание

Игры

А на улице
зима»
»

- обычная;
- широким
шагом;
- на носках;
- с высоким
подниманием
бедра «через
сугробы

- обычный
бег

Упражнения без
предметов

Ходьба по
намеченной
линии
с
приставлением
пятки к носку

«Катаемся на
саночках» ползание на
животе по
гимнастической
скамейке

Прыжки на двух
ногах на месте
ис
продвижением
вперед.
Катание круглого
предмета.

«Пятнашки
снежками»

Неделя

1 неделя

январь

Месяц

4 неделя

3 неделя

«Идем за
елочкой
лесной»

- обычная;
- на носках;
- в приседе;
- по степам;
-с
перешагиванием через
кубики;
- с кольцом на
голове;

- бег
врассыпную

Упражнения с
ленточками

Ходьба по
гимнастической
скамейке с
перешагиванием
через кубики.

Ползание
под
гимнастическим
и палками,
положенными
на кубы

Перебрасывание
мяча от груди
через веревку

«Пингвины
на
льдине»

«В лесу
;

- с высоким
подниманием
колен;
- след в след;
- на пятках

- обычный
бег
- врассыпную

Упражнения без
предметов.
Захватывание и
бросание
мелких
предметов
стопами ног.

Ходьба по
следовой
дорожке

«Медвежата
катаются» ползание на
животе по
гимнастической
скамейке

«Белки
шишками
играли» метание шишек
вдаль

«Заинька»

«Дикие звери

- широким и
мелким шагом;
- на наружных
краях стопы;
- на носках;
- по ребристой
доске;

- бег змейкой
- обычный
бег

Упражнения с
различными
предметами

Ходьба по
канату
приставным
шагом

Лазанье по
гимнастической
лестнице, не
пропуская реек

Спрыгивание с
предметов
высотой
20-30 см.

«Хитрая
лиса»

Прыжки,
метание,
катание,
бросание,
прокатывание

Игры

4 неделя

3 неделя

2 неделя

«Льдинки,
ветер
и мороз»

Неделя

Месяц

Мотивация

Ходьба

Бег

Оздоровительная
физкультура

Равновесие

Ползание,
подлезание,
пролезание,
лазанье

- друг за
другом;
- на носках;
- с изменением
направления
движения;
- змейкой
- ходьба на
месте;
- по ребристой
доске;
- по камешкам;
- по
массирующим
коврикам;

- обычный
бег;
- с захлестом

Упражнения с
гимнастической
палкой

Ходьба по
канату
прямо и
боком

Пролезание в
обруч.

Прыжки через
канат справа и
слева на двух
ногах.

«Найди свое
депо»
«Надуй
шарик»

- бег по кругу
- с высоким
подниманием
колен;

Упражнения без
предметов

Ходьба и
спуск по
наклонной
доске

Пролезание в
трюм
( в обруч)

Бросание и
ловля мяча

«Моряки и
акула»
«Буря в
стакане»

«Остров
здоровья»

- на носках
- на пятках;
- по дорожкам
здоровья;
-с
восстановлением дыхания;

- бег по кругу
- приставным
шагом;

Упражнения с
мячом
Релаксация»
«Ровная спина

Ходьба через
пенёчки с
высоким
подниманием
колен (высота
10
см)

Ползание по пластунски

Прокатывание
мяча «Прокати и
догони»
«

Прямые
спинки»

Мой веселый
звонкий мяч»

- обычная;
- по следам;
- на носках;
- на пятках;

- бег в
колонне
по одному
змейкой;
-врассыпную;

Упражнения с
мячом
Массаж стоп
«Поиграем
ножками»

Ходьба по
следам
с
сохранением
правильной
осанки

Ползание на
четвереньках с
толканием мяча
под дугу

Бросание и
ловля мяча

«Веселый
мяч»

1 неделя

«Паровоз наш
едет быстро»

2 неделя
4 неделя

3 неделя

февраль

Морское
царство»

Неделя

Месяц

Мотивация

Ходьба

Бег

Оздоровительная
физкультура

Равновесие

Ползание,
подлезание,
пролезание,
лазанье

Прыжки,
метание,
катание,
бросание,
прокатывание

Игры

- ходьба
обычная
- со сменой
направления
движения;
- на носках;
- на пятках;
- по
ребристой
доске;

- легкий бег
- приставным
шагом

Упражнения с
погремушками

Ходьба
приставным
шагом по нижней
планке
гимнастической
стенки

Ползание по
наклонной
доске

Прыжки из
обруча в обруч

«Соберем
погремушки в
оркестр»

«Дружные
ребята»

- обычная;
- на носках;
- на пятках;
- на внешней
стороне
стопы;

- легкий бег
- бег
приставным
шагом

Упражнения с
веревкой
Релаксация
«Осанка»

Ходьба боком
приставным
шагом по шнуру

Ползание на
животе по
гимнастической
скамейке

еребрасывание
мяча через
веревку двумя
руками от груди

«Веселые
ребята»

«Озорные
медвежата»

- обычная;
- на внешней
стороне
стопы;
- с высоким
подниманием
ног;

- легкий бег
друг за другом

Упражнения с
Ходьба по
гимнастической
ребристой доске
палкой.
Оздоровительный
массаж.

Подлезание под
дугу

Катание мяча по
прямой линии

«Медведь»

здоровыми
хотим»
(итоговое)

- обычная,
приставным
шагом в
сторону,
вперед,
назад,
- на носках,
- на пятках

- бег в разных

Упражнения
с обручем

Прыжки вверх
с места, с
доставанием
предмета.
Бросание и
ловля мяча.

«Мышеловка»

2 неделя
3 неделя

.

4 неделя

март

1 неделя

«Волшебные
игрушки»

направлениях
с ловлей и
увертыванием

Ходьба по
Ползание по
комбинированной скамейке на
дорожке
ладонях и
коленях

Бег

Оздоровительная
физкультура

Равновесие

Ползание,
подлезание,
пролезание,
лазанье

Прыжки,
метание,
катание,
бросание,
прокатывание

Игры

«В космос
полететь
готовы?
Значит,
будем все
здоровы!»

- на носках;
- на пятках;
- на месте

- врассыпную
- легкий бег
вокруг
макета

Упражнения с
гантелями

Ходьба с
внезапной
остановкой

Пролезание в
обруч на
четвереньках

Прыжки из
обруча в обруч

«Космонавты»

«Весеннее
солнышко»

- на носках;
- на пятках;
- наружной
стороне
стопы;
- с хлопками;

- бег
обычный;
- змейкой;

Упражнения с
длинными
лентами

Ходьба с мячом Влезание на
по
наклонную
гимнастической лесенку
доске

Бросание
мешочка через
веревку.

«Ловишка,
бери ленту»
«Найди и
промолчи»

«Учимся быть
здоровыми и
красивыми»

- ходьба
обычная;
- с разным
положением
рук;
- змейкой;

- бег с одной
стороны
площадки на
другую

Упражнения без
предметов
Танцевальные
движения

Ходьба по
кирпичикам»;

Влезание на
наклонную
лесенку

Ловля мяча
брошенного
воспитателем

«Кошка и
котята»

«Веселый
зоопарк»

- обычная;
- на внешней
стороне
стопы;

- легкий бег;
- широким
шагом;

Упражнения без
предметов.
Мимическая
гимнастика
«Зверята»

Ходьба по
кругу
со сменой
направления
движения

Подлезание под
дугу

Подпрыгивание
в высоту с
доставанием
предмета.

«У медведя
во бору»

Неделя

Ходьба

4 неделя

3 неделя

2 неделя

1 неделя

Месяц

апрель

Мотивация

Неделя

Месяц

Мотивация

Ходьба

Бег

Оздоровительная
физкультура

Равновесие

Ползание,
подлезание,
пролезание,
лазанье

Прыжки,
метание,
катание,
бросание,
прокатывание

Игры

- на носках
- на пятках
- с разным
положением
рук
- с ускорением
и
замедлением

- боковой
галоп
- бег спиной
вперед
- обычный

Упражнения с
флажками

Ходьба
приставным
шагом по
веревке

Ползание по
гимнастической
скамейке (на
ладонях и
коленях)

Метание
мешочков в
круг.

«Догони,
убеги

«Цветочное
царство»

- с высоким
подни-манием
колен;
- приставным
шагом;
-в
полуприседе;
- на наружных
сводах стоп;
- на носках;

- обычный
бег
- врассыпную

Упражнения с
разными
предметами.
Релаксация

Ходьба по
массажным
дорожкам;

Подлезание под
дугу, не касаясь
руками пола

Бросание мячей
из-за головы

«Стрекоза»

«Со спортом
дружить –
здоровыми
быть!»

- с мешочком
на
голове;
- по дорожкам
здоровья;
- на носках;
- с высоким
подниманием
колен;

- бег друг за
другом

пражнения с
мячом

Ходьба по
наклонной
доске.

Подлезание под
дуги

Прыжки вверх с
зажатым мячом
между коленями

«Кошка и
мышата»

«Расшумелась
детвора»
(итоговое)

- обычная
- на наружных
сводах стоп
- на носках
- на пятках

- обычный

Упражнения
с мешочком

Проведение плантографии

2 неделя
3 неделя
4 неделя

май

1 неделя

«Приключения
Буратино»

«Через
кочки
и пенёчки»

VI. Методическое обеспечение программы.
6.1.Описание основных методов обучения.
В процессе проведения занятий используются разнообразные методы обучения и воспитания:
Метод – система действий педагога в процессе обучения движениям в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и
условий обучения.
Методы
обучения

Приемы, как части метода, дополняющие и конкретизирующие его

1. Наглядно – зрительные приемы:
показ физических упражнений;
использование наглядных пособий (использование фотографий,
таблиц и т.д.);
имитация (подражание);
зрительные ориентиры (предметы, разметка поля);
2. Наглядно- слуховые приемы (музыка, песни).
3. Тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя).
объяснение;
Словесный
пояснение;
метод
указание;
напоминание;
подача команд, распоряжений, сигналов;
вопросы к детям;
оценка;
образный сюжетный рассказ;
беседа;
словесная инструкция;
Практический повторение упражнений с изменениями и без изменений;
массаж;
метод
проведение упражнений в соревновательной форме;
Наглядный
метод

Игровой
метод

проведение упражнений в игровой форме;
использование подвижных игр;
организация двигательной деятельности детей в соответствии с
игровым сюжетом;

Цель
Создает зрительное слуховое, мышечное
представление о движении

Обращен к сознанию детей, помогает
осмысленно поставить двигательную
задачу,
раскрыть содержание и структуру
движения.

Закрепляет на практике знания, умения и
навыки в основных движениях,
способствует
созданию мышечных представлений о
движении.
Способствует дальнейшему росту
физических
возможностей детей, усвоению более
сложных двигательных действий, овладение
их техникой.

6.2. Методическое обеспечение
1.Программа дополнительного образования.
2.Конспекты занятий
3.Картотека игр и упражнений по профилактике плоскостопия и нарушений осанки.
4.Консультации для родителей по профилактике и коррекции плоскостопия и нарушения осанки.
5. Методическая литература по профилактике и коррекции плоскостопия и нарушений осанки
6.Таблицы: «Упражнения для профилактики плоскостопия», «Правильная осанка», «Правильная посадка во время занятий», «Мышцы».
7. Наглядно-дидактические пособия: «Малыши - крепыши» (в двух частях), «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта.
8. Демонстрационный материал: картинки Бабы Яги и Василисы Прекрасной.
6.3. Правила подбора оздоровительных и коррекционных упражнений при проведении занятий
Требование бережного отношения к состоянию опорно – двигательного аппарата ребенка необходимо учитывать при обучении технике
основных видов движений: ходьбе, беге, прыжков, метании и выполнении общеразвивающих упражнений. Методика профилактико –
коррекционных занятий предусматривает выполнение следующих правил.
Подбор и выполнение комплекса оздоровительной гимнастики, обучение основным видам движений должны реализовываться в
щадящем режиме для шейного и поясничного отделов позвоночника. Этот режим предусматривает:
исключение упражнений, связанных с перезагибанием в шейном отделе позвоночника в переднее – заднем направлении;
выполнение упражнений на развитие гибкости должно совершаться за счет медленных и плавных потягиваний; необходимо
избегать резких сгибаний и разгибаний в суставах верхних и нижних конечностей;
упражнения для туловища, связанные с наклонами, должны выполняться с соблюдением фронтальной, сагиттальной и
горизонтальной плоскости.
для исключения гипоксии мозга следует избегать исходных положений, в которых возможна задержка дыхания и натуживание;
это в первую очередь касается упражнений на развитие силы.
Примером выполнения перечисленных правил могут служить наклоны головы в стороны: медленные наклоны головой в правую (левую)
сторону. Задержаться в этом положении на 30 сек. (от 3 до 5 глубоких дыхательных движений).

VII. Реализация программы
Объект управления
Цель обучения
Стиль обучения
Мотивационно – смысловые
позиции

Целостный процесс практико - ориентированного обучения детей
Формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, профилактика
и коррекция заболеваний опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста.
Личностно – ориентированный с доминированием организационной и стимулирующей функцией,
демократический стиль.
Педагога
Обучаемых
Открытость
Личная мотивированность на

Характер организации
образовательной
деятельности
Характер и формы
педагогического
взаимодействия и отношения
Контроль и оценка
.

Диалог
образовательную деятельность.
Содействие
Сотрудничество
Обеспечение условий решения проблем
ребенка
Превалирование специальных и общих методов профилактики коррекции нарушений осанки и
плоскостопия
Субъект – субъектные отношения, партнерское взаимодействие в разработке и достижении цели.

Ориентация на личностную и оздоровительную ценность результатов образовательного процесса.
Сравнение успехов ребенка с предыдущим уровнем его навыков и умений

7.1.Требования к режиму работы.
Занятия по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на
прогулку и дневной сон. Их проводят: для детей 3-4 лет 1 раз в неделю продолжительность не более 15 мин, для детей 4-5 лет 1 раз в неделю
продолжительностью 20 мин. Количество детей в группе до 15 человек. Во время организации оздоровительного процесса соблюдается
режим, нормы и правила охраны жизни и здоровья детей. (Инструкция «По охране труда для инструктора по физической культуре») Дети
занимаются в спортивной форме босиком.
7.2. Требования к взаимодействию сотрудников.
 Оптимизация двигательного режима в дошкольном учреждении
 Профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата.
 Обеспечение единообразия требований педагогов и родителей в процессе воспитания детей.
 Педагогический контроль за положением тела во время режимных моментов.
 Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня
 Обеспечение условий для овладения детьми жизненно важными двигательными навыками
7.2.Требования к предоставлению информации.
 Информация о посещении занятий детьми содержится в «Журнале учета посещаемости занятий детьми». На его основе делается
анализ о числе и датах пропущенных занятий.
 Информация о деятельности кружка регулярно доводится до сведения родителей.
 В сентябре-октябре на первом собрании проходит ознакомление родителей с программой дополнительного образования, с
расписанием занятий, заключаются договора и составляются заявления.
 Далее встречи с родителями организуются в середине и после учебного года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».