Российская Федерация 1.Пояснительная записка. 1.1. Обоснование необходимости разработки и внедрения данной программы. Сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с раннего возраста, росли здоровыми и гармонически развитыми. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше. По данным опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и с нарушением осанки, так как эти заболевания взаимосвязаны. Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное или продольно – поперечное. Наиболее часто встречающей патологией у детей дошкольного возраста является деформация свода стопы – ее уплощение. Речь идет о продольном плоскостопии, так как поперечное плоскостопие в детском возрасте встречается сравнительно редко. Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более раннимпоявлением болевых синдромов остеохрондроза. Дошкольный возраст - это важный период, когда закладывается основы здоровья, развиваются двигательные навыки, закаливается организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности. Профессор И.А. Аршанский, более тридцати лет назад дал формулу важнейшего закона развития: ведущей системой в организме ребенка является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в зависимости от нее. Нагружая скелетно – мышечную систему, мы не только делаем ребенка сильным и ловким, но тем самым развиваем и укрепляем его сердце, легкие, все внутренние органы. Включение в интенсивную работу скелетно - мышечной системы ведет к совершенствованию всех органов и систем – к созданию резервов мощности и прочности организма, которые, в свою очередь, и определяют меру крепости здоровья. В настоящее время идет постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств и методов оздоровления детей дошкольного возраста в условиях организованных детских коллективов. Существует ряд практических работ известных авторов по профилактике плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Среди них практические пособия: Моргуновой О.Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ»; Анисимовой Т.Г, Ульяновой С.А. «Формирование правильной осанки и коррекцияплоскостопия у дошкольников»; Клюевой «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада», Лосевой В.С. «Плоскостопие у детей дошкольного возраста: профилактика и лечение», Шармановой С.Б., Федорова А.И. «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания». Программа разработана в силу особой актуальности проблемы укрепления и сохранения здоровья детей, направлена на профилактику и коррекцию функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей и является модифицированным вариантом, так как содержание обучения базируется на практических рекомендациях известных авторов, ограничено 1 годом, 32 часами занятий. 3.2. Цель и задачи программы. Цель программы: Формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, профилактика и коррекция заболеваний опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста. Основные задачи программы: Оздоровительные задачи: сохранять и укреплять здоровье детей; содействовать правильному и своевременному формированию физиологических изгибов позвоночника и свода стопы; оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка; укреплять связочно-суставной аппарат, мышцы спины и брюшного пресса, как необходимое условие для профилактики плоскостопия и нарушения осанки; обучать правильной постановке стоп при ходьбе; Развивающие задачи программы: развивать психофизические качества (быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость); двигательные способности детей (функции равновесия, координации движений); дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни; Воспитательные задачи программы: воспитывать и закреплять навык правильной осанки и стереотипа правильной походки; корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка); воспитывать потребность в здоровом образе жизни; 3.3. Отличительные особенности программы. Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых способствует укреплению и сохранению здоровья детей. Реализация программы направлена на профилактику и коррекцию функциональных отклонений со стороны опорнодвигательного аппарата у детей. Наличие физиологического обоснования программы с учетом возрастных особенностей детей. Данная программа может применяться в любом дошкольном учреждении благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры. Знания, умения и навыки детей, полученные на занятиях, имеют практическую значимость. Программа не дублирует ни один из предметов. Она закладывает основы укрепления здоровья и предусматривает активную практическую деятельность детей и воспитателя. Содержание программы базируется на теоретических и практических работах Алямовской В.Г., Тарасовой Т.А., Страковской В.Л., Лосевой В.С, Моргуновой О.Н, Клюевой М.Н, Шармановой С.Б, Анисимовой Т. Г., Ульяновой С.А. и др. Срок реализации программы: 8 месяцев учебного года, с 1 октября по 31 мая. 3.4.Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа. Программа рассчитана для работы с детьми 3-4 лет жизни, посещающих 2-ю младшую группу детского сада. 4-5 лет жизни посещающих среднюю группу детского сада. Дошкольный возраст (3-4лет) характеризуется значительной динамикой показателей физического и двигательного развития ребенка. Быстрыми темпами идет ростскелета и мышечной массы. Характерными особенностями этого возраста является развитие верхних частей тела, плечевого пояса и слабость костно - мышечного аппарата. По сравнению со взрослыми костная система ребенка богаче хрящевой тканью, содержит больше органических веществ, меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка легко поддаются искривлению и могут приобрести неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов. В младшем дошкольном возрасте движения у малышей несовершенные, неточные, сознательное управление движениями еще ограничено. Маловыраженные изгибы позвоночника, своды стопы, недостаточное развитие вестибулярного аппарата, высоко расположенный центр тяжести, слабость мышц ног – все это обуславливает частые падения ребенка. Рост детей четвертого года жизни находится во взаимосвязи с развитием основных видов движений – прыжков, бега, метания, равновесия. Дети высокого роста бегают быстрее сверстников, а невысокие ребята делают относительно мелкие шаги, но дополняют их высоким темпом передвижения. Способность к быстрому бегу определяется также индивидуальными различиями, координационными возможностями, которые в данной возрастной группе еще не велики. Ребенок 3–4 лет не может сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки. При выполнении упражнений следует обращать внимание на момент выдоха, а не вдоха. Если во время бега или прыжков дети начинают дышать через рот – это сигнал к тому, чтобы снизить дозировку выполняемых заданий. Для малышей полезны упражнения, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями. У детей этого возраста замедленная двигательная реакция, недостаточно развиты мышцы – разгибатели. Значительная часть мышечной силы у детей младшего дошкольного возраста затрачивается на поддержание равновесия. Внимание детей неустойчиво, они легко отвлекаются, быстро утомляются от однообразных движений и при длительном сохранении одной позы. Кора головного мозга ребенка, несмотря на большие темпы развития, еще недостаточно сформирована; наблюдается незрелость анализаторов. Новые условно – рефлекторные связи создаются легко, но непрочны. Движения дети выполняют схематично, несогласованно, часто замедленно. Однако в этом возрасте дети способны последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд и подчиняться заданному темпу (в основном среднему). Трехлетний ребенок может подпрыгивать на двух ногах, спрыгивать с кубиков высотой 10 -15см, перепрыгивать через лежащий на полу шнур. Прыжок в высоту на уровне 5 см еще не удается. На четвертом году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями. Ребенок в этом возрасте умеет хорошо бегать. Он способен изменять скорость, направление или характер движения, например, перейти от бега к ходьбе по сигналу воспитателя. Умеет при ходьбе держаться прямой линии, а также бросать мяч и не терять при этом равновесия. Более отчетливо двигательные навыки начинают проявляться в 4 - летнем возрасте. Именно тогда отмечается наибольший прирост частоты движений, силы отдельных мышц, прыжка в длину. Появляются первые попытки сочетания движений с ходьбой. Бег ребенка еще похож на семенящий шаг, ему трудно ловить мяч и посылать его в цель, но легко прыгать с мячом, несмотря на то, что движения еще не согласованны. В четырехлетнем возрасте дети достаточно хорошо сохраняют равновесие, спускаются с горы на санках, ездят на трехколесном велосипеде. Следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, вызывают искривление костей и, наоборот, умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения – бег, лазание, прыжки – стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Возрастные особенности детей средней группы (от4 до 5 лет) В возрасте 4-5 лет у детей происходит дальнейшее изменение и совершенствование структур и функций систем организма. Темп физического развития остается таким же, как и в предыдущий год жизни ребенка. Прибавка в росте за год составляет 5-7 см, массы тела 1,5-2 кг. Рост (средний) четырехлетних мальчиков-100,3 см, а пятилетних-107,5 см. Рост (средний) девочекчетырехлет-99,7 см, пяти лет106,1 см. Масса тела (средняя) мальчиков и девочек равна в четыре года 15,9 кг и 15,4 кг, а в пять-17,8 кг и 17,5 кг соответственно. При оценке физического развития детей учитываются не только абсолютные показатели, но и пропорциональное их соотношение: вес рост, объем головы - объем грудной клетки и др. С возрастом, естественно, эти показатели изменяются. Так, объем грудной клетки увеличивается интенсивнее, чем объем головы. Опорно-двигательный аппарат. Скелет дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с особенностями развития и строения скелета детям 4-5 лет не рекомендуется предлагать на физкультурных занятиях и в свободной деятельности силовые упражнения. Необходимо также постоянно следить за правильностью принимаемых детьми поз. Материалы для игр с предметами желательно размещать так, чтобы дети не только занимали удобные позы, но и почаще их Необходимо дозировать двигательную нагрузку детей при выполнении разных видов упражнений. Например, ходьба на лыжах не должна превышать 15-20 мин., с перерывом на отдых. Отдыхая (2-3 минуты), дети могут постоять на лыжах, посмотреть на заснеженные деревья. В хороший летний день можно совершить с детьми прогулку на расстояние не более 2 км при условии обеспечения короткого отдыха через каждые 20 мин. пути и в середине экскурсии - привал в сухом тенистом месте длительностью до получаса. Во время утренней гимнастики и физкультурных занятий важна правильная дозировка физических упражнений, укрепляющих мышцы спины, шеи, рук, ног - не более 5-6 повторений. Сердечнососудистая система. Частота сердечных сокращений в минуту колеблется у ребенка 4-5 лет от 87 до 112, а частота дыхания от 19 до 29. К 4-5 годам у ребенка возрастает сила нервных процессов. Особенно характерно для детей данного возраста совершенствование межанализаторных связей и механизмов взаимодействия сигнальных систем. Малышам трудно сопровождать словами игровые действия или воспринимать указания, объяснения воспитателя в процессе выполнения гимнастических упражнений. Вместе с тем именно к пяти годам усиливается эффективность педагогического воздействия, направленного на концентрацию нервных процессов. Поэтому на занятиях и в быту следует предлагать упражнения, совершенствующие реакции ребенка на какой-либо сигнал: вовремя остановиться, изменить направление или темп движения и т. д. 3.5.Режим и формы занятий. Общее количество часов в год – 32 часа. Программа рассчитана на 1 занятие в неделю. Длительность каждого занятия – 1 час академического времени (один академический час для младших дошкольников равен 15 минутам, средняя группа – 20 минут в соответствии с требованиями СанПиНа). Занятия проводятся в игровой форме. Каждое занятие объединено общим сюжетом. В сюжет занятия вводятся задания, направленные на обучение правильной постановке стоп при ходьбе; повышение тонуса коротких мышц стоп; укрепление связочно - суставного аппарата и увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп и координации движений, развитие коммуникативных качеств и свойств личности. Занятия, как правило, проводятся по общей схеме: вводная часть решает задачу подготовки организма к физической работе. основная часть включает в себя упражнения, обеспечивающие развитие общей и силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки для создания «мышечного корсета», корригирующие упражнения в сочетании с дыхательными. В конце основной части проводится подвижная игра, правила которой предусматривают сохранение правильной осанки. заключительная часть обеспечивает постепенное направленное снижение физической активности, создание благоприятных условий для успешного протекания восстановительных процессов в организме ребенка и плавный переход к другим видам деятельности. 3.6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки. К показателям эффективности можно отнести: сохранение и укрепление здоровья детей; развитие гибкости и подвижности позвоночника, правильное формирование сводов стопы; укрепление связочно-суставного аппарата и мышечного корсета у детей; овладение навыком правильной походки; развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, силы, гибкости, ловкости, координационных способностей. умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать полученные знания и сформированные умения в изменяющихся условиях; Эффективность работы по сохранению и укреплению здоровья, профилактике и коррекции заболеваний опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста подтверждаются исследованиями: I. Первичная диагностика детей. Врачом и медицинской сестрой дошкольного учреждения ежегодно проводятся обследования, направленные на комплексную оценку состояния здоровья, физического развития и функциональных возможностей детей. Задачей руководителя на этом этапе является ознакомление с результатами медицинского обследования и определение группы детей, нуждающихся в физкультурно – оздоровительной работе. На этом этапе проводится беседа с родителями и воспитателями по следующим вопросам: возраст ребенка; условия жизни; наличие жалоб на повышенную утомляемость и боли в нижних конечностях, их интенсивность (острые, тупые, ноющие), локализация (голень, бедро, коленный, голеностопный, тазобедренный суставы), продолжительность, время проявления. Исключаются боли при ненастной погоде, больше характерные при ревматизме. перенесенные заболевания и травмы опорно – двигательного аппарата; активность ребенка (постоянно подвижен, больше сидит, рисует); желание родителей связанное с оздоровлением детей. На основании полученных данных происходит формирование группы детей для оздоровительных и коррекционных занятий II. Определяются нарушения со стороны опорно – двигательного аппарата. Для этого в начале и конце учебного года проводится: визуальный внешний осмотр ребенка и стопы (определяется длина пальцев). Если второй палец самый длинный (греческий тип стопы), первый палец самый длинный (египетский тип стопы) – оба свидетельствуют о предрасположенности к поперечному плоскостопию; III. Выявление нарушений осанки требует учета типичных возрастных особенностей физиологической осанки у детей, которая с возрастом изменяется. В связи с этим нельзя использовать в качестве образца осанку, признанную правильной для взрослых. В процессе ее формирования создаются варианты типичных (привычных) для того или иного возраста осанок, которые не следует считать неправильными, если они отличаются от образца. Тест учитывает также, что оценка состояния опорно - двигательного аппарата требует не только статического, но и динамического исследования стоя при ходьбе. Для правильной оценки результатов обследования по данной методике необходимо знать возрастно-половые особенности физиологической осанки и учитывать их. Например, характерные черты нормальной осанки детей дошкольного возраста следующие: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступает за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, которая выступает на 1-2 см; изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик. Результаты обследования детей заносятся в тестовую карту для выявления нарушений осанки. Периоды обучения Основной период Подготовительный период Задачи Октябрь ноябрь Декабрь февраль Воспитание сознательного отношения к занятиям. Обучение навыкам принимать и фиксировать правильную осанку. Обучение специальным корригирующим упражнениям. Общее укрепление мышечно-связочного аппарата. Развитие силы мышц (захваты и прокаты стопой предметов различной формы, сгибание – разгибание пальцев ног). Создание правильного представления о нормальной постановке стоп в положении сидя, стоя, в ходьбе. Обучение правильному выполнению упражнений для формирования осанки и укрепления свода стопы Обучение массажу стоп мячами – массажерами. 1. Совершенствование навыка правильной осанки и выработка стереотипа правильной походки 2. Развитие гибкости и подвижности позвоночника. 3. Обучение упражнениям, укрепляющим мышечный корсет с применением гимнастического инвентаря (гимнастические палки, мячи, обручи, мячи – массажеры и т.д.). 4. Укрепление мышц голеностопного сустава и стопы. 5. Развитие силы стопы (упражнения выполняются в исходном положении стоя, добавляется ходьба на носках, на наружном своде стопы) Кол-во часов 8 12 Заключительный период Март май 1. Укрепление мышц ног и верхнего плечевого пояса с применением наклонной доски, массажеров, с использованием упражнений: покачивание на носках, ходьба на носках на месте, ходьба с высоким подниманием колена, бег на месте на носках, прыжки на двух ногах с продвижением вперед по амортизирующему покрытию (матах). 2. Развитие общей и силовой выносливости. 3. Формирование навыка рациональной техники ходьбы, бега и прыжков. 4. Закрепление достигнутых навыков стереотипа правильной осанки и походки. Всего занятий 12 32 V. Содержание программы: Ходьба Бег Оздоровительная физкультура Равновесие Ползание, подлезание, пролезание, лазанье Прыжки, метание, катание, бросание, прокатывание Игры Кружок открывает сундучок -обычная; - со сменой направления движения; - по камешкам. - легкий бег по кругу; - по ограниченной плоскости (по дорожке); Упражнения в положении сидя Релаксация Ползание по скамейке на четвереньках ( по- медвежьи) Прыжки по узкой дорожке на двух ногах «Бездомный заяц» «Путешествие в страну Неболейка» - шеренгой с одной стороны площадки на другую; - с высоким подниманием колен; бег обычный; - с захлестом; -врассыпную; -с нахождением места в колонне; Упражнения в положении стоя. Захват и подъем с пола мелких предметов. Ходьба по шнуру. Качание на мяче, с сохранением правильной осанки. Ходьба по наклонной доске Перелезание через гимнастическую скамейку Прыжки через косички «Догони» Неделя Мотивация 2 неделя Октябрь 1 неделя Месяц Перспективный план по профилактике плоскостопия и нарушения осанки с разным положением рук; - приставным шагом боком; - со сменой темпа движения; - по – кошачьи (тихо, мягко) - с разным положением рук; - приставным шагом; бег обычный; врассыпную; Упражнения без предметов в положении лежа Ходьба с мешочком на голове Подлезание под шнур на четвереньках Катание мяча друг другу «Котята и щенята» бег по кругу; - со сменой направления движения; Упражнения с мячом. «Ласковая кошечка», «Кошечка злится» Ходьба по наклонной поверхности вверх и спуск вниз Пролезание в обруч Прыжки из обруча в обруч Самолетиксамолет» «Ловкие ноги» Мотивация Ходьба Бег Оздоровительная физкультура Равновесие Ползание, подлезание, пролезание, лазанье Прыжки, метание, катание, бросание, прокатывание Игры «Зачем ножки малышам?» - обычная; - со сменой направления движения; - по камешкам. Упражнения без предметов Ходьба по ребристой доске, между кубиками Пролезание в туннель на четвереньках Прокатывание мяча вперед и бег за ним «Ловишки с ленточками» «Пусть будут здоровы наши ножки» - обычная; - с высоким подниманием колен; - скрестным шагом; - ходьба по камешкам Бег друг за другом: - «полетный бег» (широким шагом) врассыпную; - бег обычный Упражнения, сидя на стуле Правила гигиены ног. Массаж ног Ходьба по наклонной плоскости Пролезание в обручи с одной стороны на другую Прокатывание мяча по дорожке «Кто быстрее» 3 неделя «Стройная спина» Неделя 2 неделя ноябрь 1 неделя Месяц 4 неделя «Держи осанку» 3 неделя «Мы не малые ребята, а веселые котята» Упражнения без предметов Ходьба на четвереньках, подталкивая перед собой мяч головой Лазанье по гимнастической лестнице, не пропуская реек Прыжки через веревку «Зайцы в огороде» - Бег друг за другом без предметов Приемы самомассажа Ходьба по ограниченной поверхности с мешочком на голове Ползание по скамейке на четвереньках по-медвежьи Метание «шишек» вдаль «Найди себе пару Ходьба Бег Оздоровительная физкультура Равновесие Ползание, подлезание, пролезание, лазанье Прыжки, метание, катание, бросание, прокатывание Игры «Зима пришла» - на носках; - на пятках; - с высоким подниманием колена; - бег в среднем темпе Комплекс «Зимняя зарядка» Ходьба по шнуру, приставляя пятку одной ноги к носку другой. Ползание на животе по гимнастической скамейке Прыжки через 4-5 кубиков. «Поймай снежок» бросание мяча вверх и его ловля. «В гости к Мишке» «Мы малыши крепыши» - по корригирующим дорожкам; - гусиным шагом; - на носках; - на пятках; - бег в колонне по одному Упражнения с гантелями. Захват и перекладывание пальцами карандашей. Ходьба по скамейке. Пролезание в обруч Прыжки с разбега через планку «Мы веселые ребята» Неделя 2 неделя декабрь Легкий бег на носочках . Мотивация 1 неделя Месяц 4 неделя «Веселые туристы» - обычная; - с перешагиванием через кубики; - по ребристой доске, руки в стороны; - врассыпную; - обычная -по дорожке здоровья. - по канату - на носках; - на пятках; - на внешней стороне стопы; - с высоким подниманием бедра; - семенящим шагом; легкий бег Упражнения со снежинками Ходьба на Пролезание под носках, дугами с перешагиванием через предметы, по камешкам Метание «снежков» в горизонтальную цель «Вдоль по улице метелица метет», «Заморожу» «В лес на новогоднюю елку» (итоговое) - обычная; - широким шагом; - с высоким подниманием колен; - на носках; - змейкой; - легкий бег Упражнения без предметов Ходьба с высоким подниманием колен Подлезание под веревку Прокатывание головой мяча вперед. Бросание мяча двумя руками из-за головы. «Стройная елочка» «Чем украшена елка?» Мотивация Ходьба Бег Оздоровительная физкультура Равновесие Ползание, подлезание, пролезание, лазанье Прыжки, метание, катание, бросание, прокатывание Игры А на улице зима» » - обычная; - широким шагом; - на носках; - с высоким подниманием бедра «через сугробы - обычный бег Упражнения без предметов Ходьба по намеченной линии с приставлением пятки к носку «Катаемся на саночках» ползание на животе по гимнастической скамейке Прыжки на двух ногах на месте ис продвижением вперед. Катание круглого предмета. «Пятнашки снежками» Неделя 1 неделя январь Месяц 4 неделя 3 неделя «Идем за елочкой лесной» - обычная; - на носках; - в приседе; - по степам; -с перешагиванием через кубики; - с кольцом на голове; - бег врассыпную Упражнения с ленточками Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через кубики. Ползание под гимнастическим и палками, положенными на кубы Перебрасывание мяча от груди через веревку «Пингвины на льдине» «В лесу ; - с высоким подниманием колен; - след в след; - на пятках - обычный бег - врассыпную Упражнения без предметов. Захватывание и бросание мелких предметов стопами ног. Ходьба по следовой дорожке «Медвежата катаются» ползание на животе по гимнастической скамейке «Белки шишками играли» метание шишек вдаль «Заинька» «Дикие звери - широким и мелким шагом; - на наружных краях стопы; - на носках; - по ребристой доске; - бег змейкой - обычный бег Упражнения с различными предметами Ходьба по канату приставным шагом Лазанье по гимнастической лестнице, не пропуская реек Спрыгивание с предметов высотой 20-30 см. «Хитрая лиса» Прыжки, метание, катание, бросание, прокатывание Игры 4 неделя 3 неделя 2 неделя «Льдинки, ветер и мороз» Неделя Месяц Мотивация Ходьба Бег Оздоровительная физкультура Равновесие Ползание, подлезание, пролезание, лазанье - друг за другом; - на носках; - с изменением направления движения; - змейкой - ходьба на месте; - по ребристой доске; - по камешкам; - по массирующим коврикам; - обычный бег; - с захлестом Упражнения с гимнастической палкой Ходьба по канату прямо и боком Пролезание в обруч. Прыжки через канат справа и слева на двух ногах. «Найди свое депо» «Надуй шарик» - бег по кругу - с высоким подниманием колен; Упражнения без предметов Ходьба и спуск по наклонной доске Пролезание в трюм ( в обруч) Бросание и ловля мяча «Моряки и акула» «Буря в стакане» «Остров здоровья» - на носках - на пятках; - по дорожкам здоровья; -с восстановлением дыхания; - бег по кругу - приставным шагом; Упражнения с мячом Релаксация» «Ровная спина Ходьба через пенёчки с высоким подниманием колен (высота 10 см) Ползание по пластунски Прокатывание мяча «Прокати и догони» « Прямые спинки» Мой веселый звонкий мяч» - обычная; - по следам; - на носках; - на пятках; - бег в колонне по одному змейкой; -врассыпную; Упражнения с мячом Массаж стоп «Поиграем ножками» Ходьба по следам с сохранением правильной осанки Ползание на четвереньках с толканием мяча под дугу Бросание и ловля мяча «Веселый мяч» 1 неделя «Паровоз наш едет быстро» 2 неделя 4 неделя 3 неделя февраль Морское царство» Неделя Месяц Мотивация Ходьба Бег Оздоровительная физкультура Равновесие Ползание, подлезание, пролезание, лазанье Прыжки, метание, катание, бросание, прокатывание Игры - ходьба обычная - со сменой направления движения; - на носках; - на пятках; - по ребристой доске; - легкий бег - приставным шагом Упражнения с погремушками Ходьба приставным шагом по нижней планке гимнастической стенки Ползание по наклонной доске Прыжки из обруча в обруч «Соберем погремушки в оркестр» «Дружные ребята» - обычная; - на носках; - на пятках; - на внешней стороне стопы; - легкий бег - бег приставным шагом Упражнения с веревкой Релаксация «Осанка» Ходьба боком приставным шагом по шнуру Ползание на животе по гимнастической скамейке еребрасывание мяча через веревку двумя руками от груди «Веселые ребята» «Озорные медвежата» - обычная; - на внешней стороне стопы; - с высоким подниманием ног; - легкий бег друг за другом Упражнения с Ходьба по гимнастической ребристой доске палкой. Оздоровительный массаж. Подлезание под дугу Катание мяча по прямой линии «Медведь» здоровыми хотим» (итоговое) - обычная, приставным шагом в сторону, вперед, назад, - на носках, - на пятках - бег в разных Упражнения с обручем Прыжки вверх с места, с доставанием предмета. Бросание и ловля мяча. «Мышеловка» 2 неделя 3 неделя . 4 неделя март 1 неделя «Волшебные игрушки» направлениях с ловлей и увертыванием Ходьба по Ползание по комбинированной скамейке на дорожке ладонях и коленях Бег Оздоровительная физкультура Равновесие Ползание, подлезание, пролезание, лазанье Прыжки, метание, катание, бросание, прокатывание Игры «В космос полететь готовы? Значит, будем все здоровы!» - на носках; - на пятках; - на месте - врассыпную - легкий бег вокруг макета Упражнения с гантелями Ходьба с внезапной остановкой Пролезание в обруч на четвереньках Прыжки из обруча в обруч «Космонавты» «Весеннее солнышко» - на носках; - на пятках; - наружной стороне стопы; - с хлопками; - бег обычный; - змейкой; Упражнения с длинными лентами Ходьба с мячом Влезание на по наклонную гимнастической лесенку доске Бросание мешочка через веревку. «Ловишка, бери ленту» «Найди и промолчи» «Учимся быть здоровыми и красивыми» - ходьба обычная; - с разным положением рук; - змейкой; - бег с одной стороны площадки на другую Упражнения без предметов Танцевальные движения Ходьба по кирпичикам»; Влезание на наклонную лесенку Ловля мяча брошенного воспитателем «Кошка и котята» «Веселый зоопарк» - обычная; - на внешней стороне стопы; - легкий бег; - широким шагом; Упражнения без предметов. Мимическая гимнастика «Зверята» Ходьба по кругу со сменой направления движения Подлезание под дугу Подпрыгивание в высоту с доставанием предмета. «У медведя во бору» Неделя Ходьба 4 неделя 3 неделя 2 неделя 1 неделя Месяц апрель Мотивация Неделя Месяц Мотивация Ходьба Бег Оздоровительная физкультура Равновесие Ползание, подлезание, пролезание, лазанье Прыжки, метание, катание, бросание, прокатывание Игры - на носках - на пятках - с разным положением рук - с ускорением и замедлением - боковой галоп - бег спиной вперед - обычный Упражнения с флажками Ходьба приставным шагом по веревке Ползание по гимнастической скамейке (на ладонях и коленях) Метание мешочков в круг. «Догони, убеги «Цветочное царство» - с высоким подни-манием колен; - приставным шагом; -в полуприседе; - на наружных сводах стоп; - на носках; - обычный бег - врассыпную Упражнения с разными предметами. Релаксация Ходьба по массажным дорожкам; Подлезание под дугу, не касаясь руками пола Бросание мячей из-за головы «Стрекоза» «Со спортом дружить – здоровыми быть!» - с мешочком на голове; - по дорожкам здоровья; - на носках; - с высоким подниманием колен; - бег друг за другом пражнения с мячом Ходьба по наклонной доске. Подлезание под дуги Прыжки вверх с зажатым мячом между коленями «Кошка и мышата» «Расшумелась детвора» (итоговое) - обычная - на наружных сводах стоп - на носках - на пятках - обычный Упражнения с мешочком Проведение плантографии 2 неделя 3 неделя 4 неделя май 1 неделя «Приключения Буратино» «Через кочки и пенёчки» VI. Методическое обеспечение программы. 6.1.Описание основных методов обучения. В процессе проведения занятий используются разнообразные методы обучения и воспитания: Метод – система действий педагога в процессе обучения движениям в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения. Методы обучения Приемы, как части метода, дополняющие и конкретизирующие его 1. Наглядно – зрительные приемы: показ физических упражнений; использование наглядных пособий (использование фотографий, таблиц и т.д.); имитация (подражание); зрительные ориентиры (предметы, разметка поля); 2. Наглядно- слуховые приемы (музыка, песни). 3. Тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя). объяснение; Словесный пояснение; метод указание; напоминание; подача команд, распоряжений, сигналов; вопросы к детям; оценка; образный сюжетный рассказ; беседа; словесная инструкция; Практический повторение упражнений с изменениями и без изменений; массаж; метод проведение упражнений в соревновательной форме; Наглядный метод Игровой метод проведение упражнений в игровой форме; использование подвижных игр; организация двигательной деятельности детей в соответствии с игровым сюжетом; Цель Создает зрительное слуховое, мышечное представление о движении Обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения. Закрепляет на практике знания, умения и навыки в основных движениях, способствует созданию мышечных представлений о движении. Способствует дальнейшему росту физических возможностей детей, усвоению более сложных двигательных действий, овладение их техникой. 6.2. Методическое обеспечение 1.Программа дополнительного образования. 2.Конспекты занятий 3.Картотека игр и упражнений по профилактике плоскостопия и нарушений осанки. 4.Консультации для родителей по профилактике и коррекции плоскостопия и нарушения осанки. 5. Методическая литература по профилактике и коррекции плоскостопия и нарушений осанки 6.Таблицы: «Упражнения для профилактики плоскостопия», «Правильная осанка», «Правильная посадка во время занятий», «Мышцы». 7. Наглядно-дидактические пособия: «Малыши - крепыши» (в двух частях), «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта. 8. Демонстрационный материал: картинки Бабы Яги и Василисы Прекрасной. 6.3. Правила подбора оздоровительных и коррекционных упражнений при проведении занятий Требование бережного отношения к состоянию опорно – двигательного аппарата ребенка необходимо учитывать при обучении технике основных видов движений: ходьбе, беге, прыжков, метании и выполнении общеразвивающих упражнений. Методика профилактико – коррекционных занятий предусматривает выполнение следующих правил. Подбор и выполнение комплекса оздоровительной гимнастики, обучение основным видам движений должны реализовываться в щадящем режиме для шейного и поясничного отделов позвоночника. Этот режим предусматривает: исключение упражнений, связанных с перезагибанием в шейном отделе позвоночника в переднее – заднем направлении; выполнение упражнений на развитие гибкости должно совершаться за счет медленных и плавных потягиваний; необходимо избегать резких сгибаний и разгибаний в суставах верхних и нижних конечностей; упражнения для туловища, связанные с наклонами, должны выполняться с соблюдением фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскости. для исключения гипоксии мозга следует избегать исходных положений, в которых возможна задержка дыхания и натуживание; это в первую очередь касается упражнений на развитие силы. Примером выполнения перечисленных правил могут служить наклоны головы в стороны: медленные наклоны головой в правую (левую) сторону. Задержаться в этом положении на 30 сек. (от 3 до 5 глубоких дыхательных движений). VII. Реализация программы Объект управления Цель обучения Стиль обучения Мотивационно – смысловые позиции Целостный процесс практико - ориентированного обучения детей Формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, профилактика и коррекция заболеваний опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста. Личностно – ориентированный с доминированием организационной и стимулирующей функцией, демократический стиль. Педагога Обучаемых Открытость Личная мотивированность на Характер организации образовательной деятельности Характер и формы педагогического взаимодействия и отношения Контроль и оценка . Диалог образовательную деятельность. Содействие Сотрудничество Обеспечение условий решения проблем ребенка Превалирование специальных и общих методов профилактики коррекции нарушений осанки и плоскостопия Субъект – субъектные отношения, партнерское взаимодействие в разработке и достижении цели. Ориентация на личностную и оздоровительную ценность результатов образовательного процесса. Сравнение успехов ребенка с предыдущим уровнем его навыков и умений 7.1.Требования к режиму работы. Занятия по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят: для детей 3-4 лет 1 раз в неделю продолжительность не более 15 мин, для детей 4-5 лет 1 раз в неделю продолжительностью 20 мин. Количество детей в группе до 15 человек. Во время организации оздоровительного процесса соблюдается режим, нормы и правила охраны жизни и здоровья детей. (Инструкция «По охране труда для инструктора по физической культуре») Дети занимаются в спортивной форме босиком. 7.2. Требования к взаимодействию сотрудников. Оптимизация двигательного режима в дошкольном учреждении Профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата. Обеспечение единообразия требований педагогов и родителей в процессе воспитания детей. Педагогический контроль за положением тела во время режимных моментов. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня Обеспечение условий для овладения детьми жизненно важными двигательными навыками 7.2.Требования к предоставлению информации. Информация о посещении занятий детьми содержится в «Журнале учета посещаемости занятий детьми». На его основе делается анализ о числе и датах пропущенных занятий. Информация о деятельности кружка регулярно доводится до сведения родителей. В сентябре-октябре на первом собрании проходит ознакомление родителей с программой дополнительного образования, с расписанием занятий, заключаются договора и составляются заявления. Далее встречи с родителями организуются в середине и после учебного года.