Программа по дополнительному образованию ЛЕГО-конструирование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «LEGO-конструирование» разработана
на основе нормативных документов:
• Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
•
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
дополнительным
общеобразовательным программам"
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
• Устав МБДОУ
Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных
процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в
деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы
провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в
образовательной среде LEGO.
Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной
деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивноигрового средства для детей довольно широк.
Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные
продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и
развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной
активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для обучающихся с
особыми образовательными потребностями.
Реализация лего-конструирования позволяет стимулировать интерес и
любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций –
умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи,
планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.
2

Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками
разного возраста и различных образовательных возможностей.
Конструирование
теснейшим
образом
связано
с
чувственным
и
интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для
совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств,
развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта,
пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается
от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов;
начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление;
учатся представлять предметы в различных пространственных положениях,
мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над
развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков,
развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса.
Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.
Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются
умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети –
неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся
конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в
собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор
LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать.
Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает
желание учиться.
Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного
образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих
способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой
проектной деятельности.
Воспитывающие, выполняют задания педагога, испытывают собранные модели
и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную
работу по теме, предложенной педагогом.
Помощь педагога при данной форме работы сводится к определению основных
направлений работы, консультированию обучающихся, а также помощи тем из них,
которые по своим физическим и образовательным возможностям не могут работать
самостоятельно.
Конструирование выполняется воспитывающимися в форме проектной
деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой.
Можно различить три основных вида конструирования:
− по образцу
− по условиям
− по замыслу
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно
построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия,
которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен
3

быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо
внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в
материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше
остальных развивает творческие способности.
Главной целью данной программы является:
Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к
техническому
творчеству,
предоставить
им
возможность
творческой
самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.
Задачи:
Обучающие:
- содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии,
понятии части и целого;
- создать условия для овладения основами конструирования;
- способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике
чтения элементарных схем.
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие
и умственные способности.
Развивающие:
- создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного
мышления;
- пробуждать творческую активность и воображение ребенка, желание включаться
в творческую деятельность;
- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об
окружающем мире.
Воспитательные:
- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его
для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной
работы;
- содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение,
воля, самоконтроль);
- создать

условия

для

развития

навыков

коллективного творчества.

4

межличностного

общения

и

Лего-конструирование как средство развития
пространственного мышления детей дошкольного возраста
- Основные этапы развития способностей конструирования на примере
работы с лего-конструктором:
- планирование предстоящей деятельности, представления хода работы по
операциям, описание черт окончательного результата изделия.
- овладение элементами графической грамотности: кратко охарактеризовать
модель, уметь выполнять зарисовку чертежа, описать эскиз изделия.
- Самостоятельное конструирование.
- Овладение конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с
воспитателями и детьми.
- Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за
выполнением модели в соответствии с составленными задачами и
запланированным образом.
- Определение назначения получившегося изделия. Кроме понимания назначения
изделия при конструирование учитывают функции, конкретные требования к
определенному изделию.

- Игры с конструктором развивают:
- образное мышление (мышление, которое отвечает за создание определенного
образа, представления ребенка воплощая этот образ в действительности, ребенок
реализует задуманное);
- пространственное мышление (малыш на практике познает различные
пространственные соотношения элементов: правее – левее, выше – ниже; учится
понимать соответствие деталей: если один предмет выше, а другой оказывается
ниже);
- мелкую моторику, глазомер (развивает мелкие мышцы руки, учится соизмерять
мышечные усилия, тренирует глаз);
- фантазию и воображение (придумывает, изобретает, создает, воплощает,
преобразует и т.д);
- способность к конструированию (ребенок не только осознает расположение
деталей, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект).
Продолжительность программы:
- Программа рассчитана на возраст детей от 4–7 лет.
- Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня.
- Средняя группа – 20 минут
- Старшая группа – 25 минут.
- Подготовительная группа – 30 минут.

5

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
В рамках формируемой части общеобразовательной программы
дошкольной образовательной организации
предполагается реализация образовательной деятельности с использованием
LEGO конструкторов, начиная с младшего дошкольного возраста (возрастная
категория с 4 до 7 лет). Системность и направленность данного процесса
обеспечивается включением LEGO- конструирования в регламент
образовательной деятельности детского сада, реализуется в рамках
образовательной области «Познание», раздела «Конструирование»
Средняя группа.
В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, на основе которых у них формируются новые. В этом
возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно
определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать.
Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно
экспериментируют со строительным материалом.
В игре каждый ребенок может проявить свою индивидуальность, он сам
выбирает тему постройки, сам придумывает конструкции, самостоятельно решает
конструктивные задачи. При игре с конструктором ЛЕГО наиболее полно
раскрываются индивидуальные особенности ребенка, выявляются его интересы и
склонности, знания и представления.
Старшая группа.
В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается
содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не
только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и
собственному замыслу. В старших группах дети делают сложные постройки:
красивые небоскребы, замки, модели автотехники и т. д.
К пяти годам дети уже способны замыслить довольно сложную
конструкцию, называть ее и практически создавать. В старшем дошкольном
возрасте поначалу лучше использовать уже знакомый детям конструктор LEGO
Duplo (Лего Дупло). Необходимо ставить перед детьми проблемные задачи,
направленные на развитие воображения и творчества. Детям можно предлагать
конструирование по условиям: построить домик для фермера.
Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на
основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел
будущей постройки. Для работы уже можно использовать более сложные наборы
ЛЕГО. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач,
развивается гибкость мышления. В течение года возрастает свобода в выборе
сюжета, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями.
Подготовительная группа.
В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать
свою постройку при помощи LEGO - конструктора становится
6

приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии
детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям.
Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными.
В подготовительной к школе группе занятия носят более сложный характер,
в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия
свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения
творческой задачи и его исправления. Лего – конструкторы современными
педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование
умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению
культурного богатства окружающего мира.
Календарно – тематическое планирование
Обучение проходит в игровой форме по принципу «построй и играй»».
Темы занятий разнообразны по содержанию - от простой постройки по
пошаговому образцу и показу педагога до творческих тематических работ по
собственному замыслу детей.
При создании постройки из лего дети не только строят, но и выбирают
верную последовательность действий, ориентируясь по технологическим картам;
выбирают правильные приемы соединений, сочетают форму, цвет и пропорций.
Содержание программы
Конструирование – один из излюбленных видов детской
деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является
самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается
игровой деятельностью. Созданные LEGO -постройки дети используют в
- в играх-театрализациях;
- в сюжетных играх;
- в экспериментировании;
- используют LEGO -элементы в дидактических играх и упражнениях;
- при подготовке к обучению грамоте;
- ознакомлении с окружающим миром;
- в познании и других видах деятельности;
Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых,
интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские
навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями,
чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.
Формы организации
Индивидуальная работа с ребенком;
Занятия проводятся по подгруппам – 8-10 детей.
Методы и приемы
Основная форма проведения занятий – практикум.
Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием
7

используются разнообразные формы и методы проведения занятий.
Методы
Наглядный

Информационнорецептивный
(педагог сообщает готовую
информацию, а воспитанники воспринимают,
осознают и фиксируют её в памяти. )

Репродуктивный
является способом организации учебной
деятельности, которая происходит по
определенной инструкции с применением
(или воспроизведением) полученных ранее
знаний и последовательности практических
действий
Практический
Словесный

Проблемный

Игровой

8

Приемы
Рассматривание на занятиях
готовых построек,
демонстрация способов крепления,
приемов подбора
деталей по размеру, форме, цвету,
способы удержания их
в руке или на столе.
Обследование LEGO деталей,
которое предполагает
подключение различных
анализаторов (зрительных и
тактильных) для знакомства с
формой, определения
пространственных соотношений
между ними (на, под,
слева, справа. Совместная
деятельность педагога и
ребёнка.
Воспроизводство знаний и способов
деятельности
(форма: собирание моделей и
конструкций по образцу,
беседа, упражнения по аналогу)
Использование детьми на практике
полученных знаний и
увиденных приемов работы.
Краткое описание и объяснение
действий,
сопровождение и демонстрация
образцов, разных вариантов
моделей.
Постановка проблемы и поиск
решения. Творческое
использование готовых заданий
(предметов),
самостоятельное их преобразование.
Использование сюжета игр для
организации детской
деятельности, персонажей для

обыгрывания сюжета.
Решение проблемных задач с
помощью педагога.

Частично-поисковый

Организации работы с детьми с ОВЗ
В рамках дополнительной общеобразовательной программы технической
направленности «LEGO-конструирование» предусмотрена так же работа с детьми с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Детям с ОВЗ должно быть
уделено особое внимание и для этого в детском саду реализуются адаптированные
образовательные программы. В рамках данной дополнительной программы детям с
нарушением опорно-двигательного аппарата могут освоить её без ограничений, так
как во время образовательного процесса, двигательная активность сведена к
минимуму и задеты другие области развития. Детям с другими ограничениями в
здоровье можно осваивать дополнительную программу, но в соответствии с
решением ПМПК и рекомендациями (будет разработан индивидуальный учебный
план).
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для развития
одаренности детей. Поэтому в реальной практике ДОУ остро ощущается
необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической
работы по выявлению, поддержке и развитию одаренных воспитанников.
Для развития одаренности детей дошкольного возраста посредством легоконструирования должны быть созданы условия:
– процесс конструирования должен приносить ребенку удовольствие;
– конструктивно-игровую деятельность детей необходимо начинать
способом «от простого к сложному»;
– обеспечение успеха в начале работы по конструированию;
– доступность и достаточность количества комплектов конструктора для
всех детей;
– все задания ребенок должен выполнять самостоятельно;
– равноправное общение детей со взрослыми;
– личностно-ориентированный подход педагога к ребенку;
– общение должно носить познавательный характер;

9

– создание ситуации выбора, предоставление дошкольникам реальных прав
выбора цели, задач, условий, материалов, средств деятельности [3, с. 34].
Лего-конструирование побуждает принимать и активно ставить познавательные
задачи,
выдвигать
предположения
о
причинах
и
результатах
деятельности, использовать разные способы проверки (эксперимент, рассуждения,
самостоятельно делать маленькие открытия.
Лего-конструирование как
педагогическая
технология
предполагает
соответствующую предметно-развивающую
среду,
прежде
всего, легоконструкторы и уже готовые лего-постройки. Такой подход позволяет
ориентировать ребенка на интегрированную деятельность: дальнейшее продолжение
игровой деятельности с постройкой и создание новой лего-конструкции.
Настоящее конструирование начинается тогда, когда дети создают что-то новое,
небывалое. Они становятся творцами и проявляют творческие способности, как
только отходят от готового набора и заданных инструкций. На этом этапе важно не
ограничивать
свободу
детского
творчества,
тогда
это
будет
способствовать развитию способностей ребенка, развитию творческого мышления.
Структура построения занятия
Психологический
Психологический
настрой
настр

Ожидаемые
результаты

Актуализация
имеющихся
знаний,
получение новых

Мотивационно побудительный

Рефлексивнокорригирующий

Программа рассчитана на возраст детей от 4–7 лет.
Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня.
Средняя группа – 20 минут
Старшая группа – 25 минут.
Подготовительная группа – 30 минут.
Педагогический мониторинг проводится в форме наблюдений и заносится
в таблицу (Приложение 1).

10

ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СРЕДНЯЯ ГРУППА
№
п\п

1

Тема
Вводное занятие.
Беседа по технике
безопасности.
«Конструирование
по замыслу»
«Змея»

2
«Строим лес»
3
«Лесной домик»
4

5

«Конструирование
по замыслу»

Цель занятия

Кол-во
часов
1

Знакомство с конструктором LEGO –
DUPLO
Спонтанная игра детей.
Учить строить змею по образцу педагога.
Воспитывать добрые отношения.
Развивать память, мышление, внимание.
Знакомство детей со схемой Закреплять
умение строить лесные деревья по схеме.
Учить отличать деревья друг от друга
Учить строить дом. Распределять детали
лего – конструктора правильно. Развивать
творческое воображение.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ёё тему,
давать общее описание.
Знакомство с набором «Эмоций», дети
знакомятся с различными
человеческими эмоциями и физическими
характеристиками человека. Работа по
схеме
Учить слушать сказку. Рассказать о
светофоре. Закрепить навык
конструирования

1

1

1

1

7

«Человечки» (
набор
«Эмоциональное
развитие
ребенка»)
«Знакомство с
светофором»

8

«Гусёнок»

Учить строить из конструктора гусёнка

1

«Конструирование
по замыслу»»

Учить, заранее, обдумывать содержание
будущей постройки, называть ёё тему,
давать общее описание.

1

9

6

11

1

1

10

11

12

13

14

15

16

17

18
19

«Создание модели
любимого
животного»

Закрепление умения предавать
характерные особенности
животного посредствам конструктора.
Развитие фантазии и диалоговой речи
детей.
«Коврик для
Учить работать под диктовку педагога.
Развивать глазомер,
бабушки»
мелкую моторику рук
Конструирование
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ёё тему,
по замыслу
давать общее описание.
«Веселый паровоз» Изучение прочности, устойчивости и
подвижных элементов.
Решение задач путем построения модели.
Учить рассказывать о
постройке.
Развитие творческих способностей и
самовыражения.
«Постройка общей Закрепление навыков постройки общей
ограды, башен и
ограды, башен,
лестниц.
лестниц»
«Новогодние
Продолжать учить детей работать по
подарки для
схеме. Учить работать в коллективе
зверят»
дружно, помогая друг другу

1

«В лесу родилась
елочка»

1

Зимние
развлечения –
моделирование
снеговиков и
постройка зимней
игровой
площадки»
«Собака»
«Большие и
маленькие
пирамидки»

Учить строить елочки. Развивать
фантазию и творчество. Учить доводить
начатое дело до конца.

1

1

1

1

1

1
Развитие фантазии и воображения детей.
Закрепление навыков постройки ограды и
ворот. Обучение созданию на плате
сюжетной композиции.

Учить строить собаку по образцу.
Учить строить разные пирамидки.
Развивать внимание, мелкую моторику
рук.

12

1
1

20

Конструирование
по замыслу

Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ёё тему,
давать общее описание.
Продолжать знакомство детей с
обитателями зоопарка. Развивать
фантазию
и творчество. Учить доводить начатое
дело до конца.
Учить строить слона. Продолжать
знакомить с обитателями
зоопарка
Закрепить лего - деталей. Учить
выполнять простейшую конструкцию.
Знакомства с наукой и техникой. Изучение
машин различного назначения.
Обогащения словаря по теме
«Строительные машины» и развитие
речи
Работа по схеме внося свои изменения.
Развитие фантазии и воображения детей.

1

Кафе

Развитие языковых навыков
(разыгрывание ситуаций в кафе, магазин).
Развитие социальных навыков (совместное
решение детьми поставленных задач).

1

«Мебель»

Развивать способность выделять в
реальных предметах их
функциональные части.
Учит анализировать образец.

1

«Зоопарк»
21
«Слон»
22
23

24

25

«Автодром»
«Строительные
машины»

«Цветы для
мамы»

26

27

28

29

30

Конструирование
по замыслу

Учить, заранее, обдумывать содержание
будущей постройки,
называть ёё тему, давать общее описание.
«Красивые рыбки» Уточнить и расширить представления о
рыбках. Развивать
умение наблюдать, анализировать, делать
выводы. Учить строить морских
обитателей. Цель занятия
«Ракета»
Учить строить ракету, выделяя
функциональные части.
Развивать интерес и творчество.
13

1

1

1
1

1

1

1

1

32

«Развлечение
«Космодром»
Конструирование
по замыслу

33

«Красная
площадь»

31

«Самолёт»
34
«Супер стройка»
35
36

Итоговое

Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему,
давать общее описание.
Учить работать в коллективе, строить
совместно. Развивать интерес, чувства
переживания.
Учить строить самолёт, выделяя
функциональные части. Развивать интерес
и творчество.
Изучение общественной жизни. Развитие
творческих способностей и
самовыражения.
Подведение итогов. Развивающие игры с
использованием конструктора.

1
1

1

1

1

1

ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СТАРШАЯ ГРУППА
№

Тема

п\п

Цель занятия

Кол-во
часов

Вводное
занятие.
Беседа по технике
безопасности.
«Конструирование
по замыслу»

Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание. Развивать
творческую инициативу

1

1

«Дети»

Учить строить мальчика и девочку из
большого лего - конструктора Учить
рассказывать о постройке

1

3

«Колодец»

Учить коллективно строить простейшую
постройку из большого легоконструктора

4

Построй дом

Учить работать в коллективе дружно,
помогая друг другу

1

1

2

14

5

Мостик через речку

Показать новые детали. Учить строить
мостик. Развивать мелкую моторику руки
навыки конструирования. Учить
доводить дело до конца. Развивать
терпение.

6

«Змея»

Учить строить змею из конструктора
необычным способом

1
1

7

«Слон»

Учить строить слона из лего конструктора Развивать творческие
навыки, терпение

8

Дикие животные

Учить строить льва. Учить составлять
рассказ о постройке.

1

9

Зоопарк

Закреплять представления о
многообразии животного мира.

1

10

Закреплять полученные навыки. Учить
заранее обдумывать содержание будущей
Конструирование по
постройки, называть ее тему, давать
замыслу
общее описание. Развивать творческую
инициативу

11

«Робот»

Учить строить робота из конструктора.
Развивать фантазию.

1

12

«Кошка»

Учить строить кошку из конструктора.
Развивать творческие навыки.

1

13

«Собака»

Учить строить собаку из конструктора.
Развивать самостоятельность.

1

Учить строить ёлку и подарки. Развивать
воображение.

1

14

К нам приходит
Новый год. Ёлка и
подарки.

15

Путешествие на
север

Учить строить оленей и сани. Развивать
внимание, наблюдательность.

1

16

Дед Мороз

Учить строить Деда Мороза. Развивать
навыки конструирования

1

15

1

1

Домашние
животные. Овца

Учить строить овцу. Развивать
творчество, фантазию, навыки
конструирования

1

1

18

Цифры и примеры

Учить из лего строить цифры и
составлять примеры в пределах 10.
Развивать мышление.
Учить строить утенка и цыпленка.
Развивать внимание.

1

19

Сказка Сутеева
«Утёнок и
цыплёнок»

1

20

Лабиринт

Познакомить с плоскостным
конструированием. Развивать внимание,
наблюдательность, мышление, мелкую
моторику рук.

21

Кафе

Учить создавать сложную постройку,
работать вместе, не мешая друг другу.

1

22

Закреплять полученные навыки. Учить
заранее обдумывать содержание будущей
Конструирование по
постройки, называть ее тему, давать
замыслу
общее описание. Развивать творческую
инициативу

17

1

1

Плывут корабли

Рассказать о водном транспорте. Учить
строить корабли. Развивать творчество,
фантазию, мелкую моторику рук

1

24

Зоопарк

Закреплять представления о
многообразии животного мира. Развивать
способность анализировать, делать
выводы

25

Сердце мамы

Учить создавать сердце из лего.
Развивать воображение.

1

26

Самолет

Закреплять знания о профессии летчика.
Учить строить самолет по схеме.

1

27

Ракета и

Рассказать о первом космонавте нашей
страны. Учить строить ракету из лего-

1

23

16

космонавты

конструктора по карточке

28

Животные пустыни. Закреплять представления о животных
Черепаха
пустыни. Учить строить черепаху.

1
1

29

Вертолет

Закреплять знания о воздушном
транспорте. Учить строить вертолет по
схеме.

30

Животные океана.
Кит

Учить строить кита. Развивать
воображение.

1

31

Речные рыбки

Расширять представление о речных
рыбах, учить строить рыб.

1
1

32

Закреплять полученные навыки. Учить
заранее обдумывать содержание будущей
Конструирование по
постройки, называть ее тему, давать
замыслу
общее описание. Развивать творческую
инициативу

1

33

«Красная площадь»

Рассказать о празднике 9 мая.
Продолжать знакомить детей с
оборонительным сооружением, главными
функциональными частями их
кремлевских стен. Развитие
конструктивного воображения. Обучение
планированию процесса сооружения
постройки

1

34

«Большая ферма»

Расскажите детям о фермерстве, заботе о
животных, временах года и сборе урожая.
Продолжать учить строить сложную
постройку из лего - конструктора.

35

«Мельница»

Продолжать учить строить сложную
постройку из лего - конструктора.

1

36

Итоговое

Подведение итогов. Развивающие игры с
использованием конструктора

1

17

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

№

Тема занятия

Цель занятия

Кол-во
часов

1.

Вводное занятие.
Конструирование по
замыслу.

1

2

Необычные игрушки.
Миньон.

3

Моделирование попугая
по образцу

4

Постройка модели
русского терема.

5

Конструирование по
замыслу.

6

Моделирование
динозавров.

Закреплять полученные навыки.
Учить, заранее обдумывать
содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать общее
описание. Развивать творческую
инициативу и
самостоятельность.
Развивать фантазию,
воображение. Учить
самостоятельно создавать
необычные игрушки.
Развитие способности детей к
наглядному моделированию
через ЛЕГО – конструктор.
Закреплять умения детей строить
по образцу.
Развитие умения анализировать,
выделяя характерные
особенности терема,
функциональные части;
устанавливать связь между их
назначением и строением.
Продолжать учить
правильно и быстро
ориентироваться в пространстве.
Закреплять полученные навыки.
Учить, заранее обдумывать
содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать общее
описание. Развивать творческую
инициативу и
самостоятельность.
Продолжение работы по
развитию у детей
конструктивного
мышления,
18 умение мыслить,
рассуждать, мыслительных
операций: анализа, синтеза,
сравнения

1

1

1

1

1

7

Создание модели
морских животных и
рыб.

8

Дикие животные.

9

Зоопарк.

10

Конструирование по
замыслу.

11

Создание моделей
роботов.

12

Кошка.

13

Моделирование собачки
по картинке.

14

К нам приходит Новый
год. Елка и подарки.
Путешествие на север.
Северные олени и сани.

15

16

Дед Мороз

17

Домашние животные.
Овца.

18

Цифры и примеры.

Закреплять представление о
многообразии животного мира.
Закреплять знания цвета, формы,
название детали. Учить
анализировать образец и модель.
Учить конструировать по
условиям. Развивать навыки
конструирования, мелкую
моторику рук.
Учить создавать модели льва.
Развивать внимание,
наблюдательность.
Учить работать коллективно, не
мешая друг другу.
Закреплять полученные навыки.
Учить, заранее обдумывать
содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать общее
описание. Развивать творческую
инициативу и
самостоятельность.
Закрепление конструкторских
умений на основе LEGO–
конструирования.
Создание модели кошки по
образцу. Развивать мышление.
Использование иллюстраций для
создания образа собачки.
Развивать конструкторские
умения и воображение.
Учить строить ёлку и подарки.
Развивать воображение.
Обучение анализу образца,
выделению основных частей
животных. Развитие
конструктивного воображения
Учить создавать модель Деда
Мороза. Развивать мышление.
Закреплять знания детей о
домашних животных. Учить
создавать модель овцы.
Учить строить из лего цифры и
составлять примеры в пределах
10.
19

1

1

1
1

1

1
1

1
1

1
1

1

19

Сказки Сутеева «Утенок
и цыпленок»

20

Лабиринт.

21

Кафе.

22

Конструирование по
замыслу

23

Создание кораблей по
образцу.

24

Зоопарк.

25

Сердце для мамы.

26

Самолет.

27

Конструирование
космических кораблей.

28

Город и его жители.

Учить создавать из конструктора
модель цыпленка и утенка.
Развивать конструкторские
навыки.
Учить создавать плоскостные
постройки.
Закреплять умение работать
коллективно, дружно,
распределяя роли в игре.
Закреплять полученные навыки.
Учить, заранее обдумывать
содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать общее
описание. Развивать творческую
инициативу и
самостоятельность.
Развитие умения следовать
устным инструкциям педагога.
Закрепление навыков работы по
парам.
Закреплять умение создавать
постройки коллективно.
Учить создавать из конструктора
сердце. Развивать
конструкторские навыки.
Закреплять полученные навыки.
Учить, заранее обдумывать
содержание будущей постройки,
давать общее описание.
Развивать творческую
инициативу и самостоятельность
Продолжить знакомство с
магнитным кугельбаном.
Развитие умения передавать
форму объекта средствами
конструктора.
Закреплять умения детей строить
по образцу
Продолжать знакомство детей с
цветом ЛЕГО – элементов.
Формировать чувство симметрии
и умение правильно чередовать
цвет в своих постройках.
Развивать ориентировку
20

1

1
1

1

1

1
1

1

1

1

29

Вертолет.

30

Первые механизмы.

31

Речные рыбки.

32

Конструирование по
замыслу.

33

Парад победы «Военная
техника»

34

«Первые механизмы»

в пространстве, развивать
внимание, мелкую моторику,
творческое мышление.
Воспитывать самостоятельность,
интерес к конструированию из
ЛЕГО.
Развитие навыков анализа
объекта и передачи формы
объекта средствами
конструктора. Закрепление
умения следовать
инструкциям педагога.
Ознакомление с деталями для
крепления пропеллеров.
Продолжать формировать
умения работать по
предложенным инструкциям.
Развивать творческие
способности дошкольников.
Воспитывать умение работать в
группе
Учить создавать модели речных
рыб. Развивать внимание,
мелкую моторику.
Закреплять полученные навыки.
Учить, заранее обдумывать
содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать общее
описание. Развивать творческую
инициативу и
самостоятельность.
Рассказать о празднике 9 мая.
Продолжать знакомить детей с
военной техникой . Развитие
конструктивного воображения.
Обучение планированию
процесса сооружения постройки
Изучение деталей простых
механизмов, таких как зубчатые
колеса, рычаги, ролики, оси,
колеса. Изучение сил плавучести
и равновесия. Работа в группах и
совместное обсуждение и
реализация идей.
21

1

1

1

1

1

1

Выставка работ за год для
родителей
36 Итоговое
Подведение итогов.
Развивающие игры с
использованием конструктора
Образцы моделей для занятии см. в приложение
35

Выставка работ

1
1

Ожидаемые результаты реализации программы
Общие:
✓ Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение
применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций,
познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
✓ Сформируются конструкторские умения и навыки, умение
анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части,
устанавливать связь между их назначением и строением.
✓ Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе, распределении обязанностей.
✓ Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной
целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Дети будут иметь представления:
✓ о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
✓ об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения
веса;
✓ о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее
отдельных элементов;
✓ о связи между формой конструкции и ее функциями.
Средняя группа:
Первое полугодие:
✓ Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе
конструирования;
✓ Использовать специальные способы и приёмы с помощью наглядных
моделей и схем;
✓ Учить определять изображённых на схеме предметов, указывать их
функции;
✓ Формировать представление, что схема несёт информацию не только о
том, какой предмет на ней изображён, но и какой материал необходим
для создания конструкции по схеме, а также о способе
пространственного расположения деталей и их соединения;
✓ Учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и
различия;
✓ Формировать умение строить по схеме;
22

✓ Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать постройку
прочной, точно соединять детали между собой;
✓ Конструировать по замыслу, заранее, обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать её обще описание;
✓ Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Второе полугодие:
✓ Закреплять умение анализировать конструктивную и графическую
модель;
✓ Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для
которых, она предназначена;
✓ Правильно называть детали лего – конструктора (кирпичик, клювик,
горка, овал, кирпичик с колёсами и др.);
✓ Продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со
схемой;
✓ Учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать
цели деятельности;
✓ Сравнивать полученную постройку с задуманной;
✓ Развивать способность к контролю за качеством и результатом работы.
Старшая группа:
Первое полугодие:
✓ Закреплять приобретенные в средней группе умения;
✓ Развивать наблюдательность, уточнить представления о форме
предметов и их частей, их пространственном расположении,
относительной величине, различии и сходстве;
✓ Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать
сосредоточенно;
✓ Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от
рисунков, фотографий, чертежей;
✓ Продолжать знакомить с новыми деталями;
✓ Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи;
✓ Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять
её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с
имеющимся строительным материалом.
Второе полугодие:
✓ Учить работать с мелкими деталями;
✓ Создавать более сложные постройки;
✓ Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные
постройки;
✓ Учить рассказывать о постройке другим воспитанникам;
✓ Самостоятельно распределять обязанности;
✓ Учить помогать товарищам в трудную минуту;
✓ Возводить конструкции по чертежам без опоры на образец;
✓ Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с
23

заданными условиями;
✓ Направлять детское воображение на создание новых оригинальных
конструкций.
Подготовительная группа:
✓ Закреплять навыки, полученные в старшей группе;
✓ Обучать конструированию по графической модели;
✓ Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее
обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей
постройки, строительного материала и возможности размещения
конструкции в пространстве;
✓ Учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу,
договориться о совместной работе, распределять обязанности,
планировать общую работу, действовать согласно договору, плану,
конструировать в соответствии с общим решением).
ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
1.
2.

3.
4.

5.

Продолжительность периода по
оказанию дополнительного образования
Регламентированный процесс по
оказанию дополнительного образования
в ДОУ
Продолжительность (количества
учебных недель)
Продолжительность учебной недели

Регламент образовательной
деятельности по дополнительному
образованию

24

Начало 01.09.
Конец 31.05.
Подготовительный
(сентябрь)
Основной (октябрь - май)
36
Количества занятий в
неделю:
Группа с 4-7 лет -1
занятие в неделю по
дополнительной
образовательной услуге
«ЛЕГО конструирование»
Средняя группа – 20
минут
Старшая группа – 25
минут.
Подготовительная
группа – 30 минут.

Список литературы
1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у
детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 2003.
3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.:
«ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
4. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва:
Издательский дом «Карапуз», 1999.
6. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для
педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
7. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях
введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр
образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска»,2013.
Список сайтов
1. http://www.int-edu.ru/
2. http://www.lego.com/ru-ru/
3. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school

25

Приложение
Башня

Гусёнок

Дерево

26

Дикие животные

Животные

27

Самолёт

Рыбка

28

Дом

Пирамида

29

Слон

Собака

30

Цветы

Светофор

31

Мониторинговая карта по лего-конструированию в средней группе
Годовой календарный план
в _____________ уч. г.
№

Ф.И.ребенка

Называет
детали

Н.г.

К.г

Называет
формы

Н.г.

К.г

Умеет
скреплять
детали
конструкт
ора
«Дупло»

Строит
Строит
элемент по
арны
образцу
е
построй
ки
по
творческ
ому
замыслу
К.г Н.г К.г Н.г К.г

Строит
по
схеме со
второго
полугод
ия

Называет
детали
изображё
нные
на
карточке

Н.г.

Н.г К.г

Н.г

32

К.г

Умеет
рассказывать
о
постройке

Н.г.

К.г

Итого

Н.г

К.г

Мониторинговая карта по лего-конструированию
в старшей и подготовительной группе в _____________ уч. г.
№

Ф.И.ребенка

Умеет
скреплять
детали
конструктор
а
«Дупло»

Н.г

К
.г

Работает по
схемам

Н.г.

К.г

Строит
сложн
ые
постро
йки

Строит
элемент
арны
е
построй
ки
по
творческ
ому
замыслу
К. Н.г К.г
г
.

Строит
по
творче
скому
замысл
у

Строит
по
образцу

Строит по
инструкци
и

Умеет
рассказыват
ьо
постройке

Н.
г.

Н.
г

Н.г
.

Н
.г

Н
.
г
.

33

К.
г

К.г

К.г

К.г

Итого

Н К.г
.
Г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».