СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка……………………………………………………………………2 Паспорт программы развития МБДОУ детский сад № 17 «Березка» на 2021–2025 годы………………………………………………………………………...3 Раздел I..Информационная справка МБДОУ детский сад № 17 «Березка»…………...7 1.1.Общие сведения……………………………………………………………………..7 1.2. Материально – техническое оснащение Учреждения…………………………..10 1.3. Условия обучения в детском саду……………………………………………......12 1.4. Кадровая характеристика…………………………………………………………16 1.5. Система управления учреждением……………………………………………….18 1.6. Проблемный анализ деятельности и потенциальных возможностей перехода на современную модель дошкольного образования………………………………….22 1.7. Анализ материально-технической базы 2017-2021 гг…………………………..23 Раздел II. Концепция развития детского сада…………………………………………..25 Раздел III. Ключевые ориентиры Программы развития: миссия, цели, задачи, этапы реализации и ожидаемые результаты…………………………………...26 Раздел IV. Мероприятия по реализации программы развития………………………..27 4.1. Мероприятия по организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности……………………………………………………27 4.2. Мероприятия по периодам реализации программы…………………………….29 4.3. Мероприятия по улучшению кадрового состава………………………………..30 4.4. Мероприятия по материально-технической модернизации детского сада……32 4.5. Мероприятия по периодам реализации программы……………………………32 Раздел V. Мониторинг реализации программы развития……………………………..33 1 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 17 «Березка» (МБДОУ д/с № 17 «Березка») является локальным актом, определяющим стратегию развития учреждения с 2022 года по 2026 год. Программа развития учреждения – это спланированная система управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения, которая затрагивает всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, руководителя учреждения, родителей. Разработка нового документа обусловлена окончанием срока реализации предыдущей программы, необходимостью постановки новых целей и задач перед коллективом на основе проведенного проблемного анализа деятельности МБДОУ № 17 «Березка» за 2017-2021г.г. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела актуальный характер. В современных условиях дошкольное учреждение представляет собой открытую развивающуюся систему, основа которой - успешное взаимодействие с социумом. На практике отмечаются следующие общие проблемы дошкольного образования, характерные, в том числе, и для МБДОУ д/с № 17 «Березка» - недостаточное использование развивающих технологий в работе с детьми, преобладание традиционных форм и методов организации образовательного процесса; - недостаточная готовность педагогов организовывать образовательный процесс на основе поддержки детской инициативности; - несогласованность требований педагогов и родителей к воспитанию и развитию детей, недостаточная грамотность родителей в вопросах последовательного развития и воспитания детей. Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связана с ценностью ребёнка. Стремление построить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает, с одной стороны, бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны, профессиональное создание оптимальных условий для его развития в воспитательно - образовательном процессе. Программа как проект перспективного развития МБДОУ детский сад № 17 «Березка» (далее – ДОУ) призвана: - обеспечить качественную реализацию образовательного процесса и всестороннее удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательных отношений; - консолидировать усилия всех заинтересованных участников образовательных отношений и социального окружения ДОУ для достижения цели и задач Программы. В своем развитии ДОУ ориентируется на следующие приоритетные направления: - охрана жизни, укрепление физического и психологического развития воспитанников; - обучение, воспитание и развитие каждого воспитанника с учетом его индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей путем создания в ДОУ максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого воспитанника; - взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития личности ребенка; - психологический комфорт для всех участников образовательных отношений. Проекты, представленные для реализации плана Программы, рассчитаны на период с 2022 по 2026 годы ее реализации. 2 Паспорт программы развития МБДОУ детский сад № 17 «Березка» на 2022–2026 годы Наименование Программа развития программы МБДОУ детский сад № 17 «Березка» на 2022–2026 годы Разработчики Рабочая группа в составе, утвержденном приказом МБДОУ детский сад № 17 «Березка» №38\9 от 01.10.2021г программы Координатор: Попова Ольга Николаевна, заведующий МБДОУ детский сад № 17 «Березка» Состав: Кожаева Н.М.-(зам.заведующего)заместитель председателя Привалова А.В.(педагог-психолог) член рабочей группы Шалаева А.В. (воспитатель) ) член рабочей группы Секретарь: Кин Елена Сергеевна (учитель-логопед) Работники МБДОУ детский сад № 17 «Березка». Исполнители программы - Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании Нормативнов Российской Федерации»; правовая и методическая - Конвенция о правах ребенка; - Приказ Минобразования РФ от 17.11.2013 №1155 «Об база для утверждении федерального государственного образовательного разработки стандарта дошкольного образования» программы - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Приказ РФ от 31.07.2020 №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил» СП 2.4.3648-20. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Устав МБДОУ детский сад №17 «Березка» от 09.12.2015г № 247, изменения и дополнения в устав МБДОУ детский сад №17 «Березка» от 15.11.2019г № 209. - Локальные акты 5 лет (с 2022 - 2026 г) Срок Начало- февраль 2022г реализации Окончание- декабрь 2026г программы развития Первый этап: разработка документов, направленных на Основные методическое, кадровое и информационное развитие этапы образовательной организации, проведение реализации 3 программы развития Цели программы развития Задачи программы развития Ожидаемые результаты реализации программы промежуточного мониторинга реализации программы. Второй этап: реализация мероприятий, направленных на достижение результатов программы, промежуточный мониторинг реализации мероприятий программы, коррекция программы. Третий этап: итоговый мониторинг реализации мероприятий программы, анализ динамики результатов, выявление проблем и путей их решения, определение перспектив дальнейшего развития. Подведение итогов и постановка новых стратегических задач развития 1. Повышение качества образовательных, здоровьеформирующих и коррекционных услуг в организации, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 2. Модернизация системы управления образовательной, инновационной и финансово-экономической деятельностью организации. 3. Обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребёнку дошкольного возраста с учётом потребностей и возможностей социума. 1. Обеспечить преемственность основных образовательных программ дошкольного образования и начального образования. 2. Формировать предпосылки у детей к обучению в школе и осуществление преемственности дошкольного и начального обучения 3. Обеспечить эффективное, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности стабильного коллектива в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 4. Оказать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 5. Привести в соответствие с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования развивающую предметно-пространственную среду и материальнотехническую базу организации 6. Создать условия для полноценного сотрудничества с социальными партнерами для разностороннего развития воспитанников. 7.Усилить утренний фильтр. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей. Высокий процент выпускников ДОУ, успешно прошедших адаптацию в первом классе школы. Внедрение в педагогический процесс новых современных форм и технологий воспитания и обучения в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Построение современной комфортной развивающей предметнопространственной среды и обучающего пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 4 Оптимизация функционирования действующей экономической модели учреждения за счёт повышения эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств (рост доли доходов от оказания платных дополнительных образовательных услуг, спонсорских и благотворительных поступлений в общем объёме финансовых поступлений). Улучшение материальнотехнической базы. Снижение заболеваемости воспитанников, благодаря проектированию и реализации профилактической работы, коррекции нарушений в физическом развитии, приобщение детей к здоровому образу жизни и овладение ими разнообразными видами двигательной активности. Стабильность медико-педагогического состава детского сада, обеспечение 100% укомплектованности штатов. Достижение такого уровня профессиональной компетентности персонала учреждения, который позволит осуществлять квалифицированное медико-педагогическое сопровождение каждого субъекта образовательного процесса. Создание на базе ДОУ Консультативного центра по оказанию психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Повышение квалификации 50% работников Проведение работы по укреплению здоровья воспитанников, путем реализации профилактической работы по предупреждению вирусных и других заболеваний. Структура программы развития Порядок управления реализацией программы развития Порядок мониторинга реализации программы развития Ресурсное обеспечение реализации Введение Раздел I. Характеристика текущего состояния детского сада Раздел II. Концепция развития детского сада Раздел III. Ключевые ориентиры программы развития: миссия, цели, задачи, этапы реализации и ожидаемые результаты Раздел IV. Мероприятия по реализации программы развития Раздел V. Мониторинг реализации программы развития Текущее управление программой осуществляется администрацией детского сада. Корректировки программы проводится заведующим МБДОУ детский сад № 17 «Березка» Внутренний мониторинг осуществляется ежегодно в мае. Форма – аналитический отчет-справка о результатах реализации программы развития. Ответственный – заместитель заведующего МБДОУ детский сад № 17 «Березка». 1. Кадровые ресурсы. На данный момент 50% педагогам присвоена первая квалификационная категория, 6% – высшая. На момент завершения программы доля педагогов с первой 5 программы развития квалификационной категорией должна составить 66%, с высшей – 12%. 2. Материально-технические ресурсы. На данный момент образовательная организация полностью укомплектована для реализации образовательных программ дошкольного образования. На момент завершения программы развития детский сад должен создать материально-технические ресурсы для реализации программ дополнительного образования по следующим направлениям: художественно - эстетическое, физкультурноспортивное. Раздел I. Информационная справка МБДОУ детский сад № 17 «Березка» 1.1.Общие сведения Наименование образовательной организации Дата создания детского сада Правоустанавливающие документы детского сада. Лицензия на осуществление образовательной деятельности Руководитель Контакты. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 «Березка» МБДОУ детский сад №17 «Березка» 09 сентября 1964 года (на основании постановления администрации О создании МБДОУ детский сад № 17 «Березка» от 01.03. 1995 № 519-по). Устав. Действующий устав детского сада утвержден приказом Управления образования Администрации Белоярского городского округа 09 декабря 2015 г. Изменения и дополнения в устав МБДОУ детский сад №17 «Березка» утвержден Начальником МКУ БГО «Управление образования Белоярского городского округа» Приказ № 209 от 15 ноября 2019г. - От 01.02.2017,серия 66ЛОI № 0005997, регистрационный номер №19254. Лицензия бессрочная. - Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ. Основной государственный регистрационный номер: а государственным регистрационным номером 1026601982692. - Свидетельство о регистрации в налоговом органе. Основной государственный регистрационный номер 6639006938 Попова Ольга Николаевна Адрес: Свердловская область, Белоярский район, п. Совхозный, ул.Первомайская 4 в. Телефон: 8(34377) 4-51-67 6 Электронный адрес super.mdou.17@yandex.ru Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 «Березка» (далее - детский сад) расположено в жилом районе поселка Совхозный вдали от производственных предприятий. Здание детского сада построено по типовому проекту. Проектная наполняемость на 136 мест. Общая площадь здания 1158,5 кв. м, из них площадь помещений, используемых непосредственно для нужд образовательного процесса, 866,5 кв. м. Цель деятельности детского сада - осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного образования. Предметом деятельности детского сада является формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Режим работы детского сада: Рабочая неделя – пятидневная, с понедельника по пятницу. Длительность пребывания детей в группах – 10,5 часов. Режим работы ДОУ: с 7.00 до 17.30. Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни. МБДОУ детский сад №17 «Березка» является юридическим лицом и имеет право на ведение уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на осуществление образовательного процесса с момента его регистрации в органе государственной регистрации юридических лиц Белоярского городского округа, на основании Свидетельства о государственной регистрации юридического лица от 21.02.2012 г. серии 66 №006835215 Характеристика контингента воспитанников на 01.09.2021 В Учреждении функционируют 6 групп, которые посещают 123 воспитанника. В соответствии с современными психолого-педагогическими требования, медицинскими показаниями, требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 группы комплектуются по возрастному принципу: с 2-3 лет (вторая группа раннего возраста) – 1 группа; с 3-4 лет (младшая группа) – 1 группа; с 4-5 лет (средняя группа) – 1 группа; с 5-6 лет (старшая группа) – 1 группа; с 6-7 лет (подготовительная группа) – 2 группы. Характеристика семей по составу Состав семьи Полная Неполная с матерью Неполная с отцом Оформлено опекунство Количество семей 97 26 - 7 Процент от общего количества семей воспитанников 79,0% 21,0% - Характеристика семей по количеству детей Количество детей в семье Количество семей Один ребенок Два ребенка Три ребенка и более 16 59 48 Процент от общего количества семей воспитанников 13,0% 48,0% 39,0% Характеристика воспитанников по гендерному принципу в 2021-2022учебном году: Возраст детей Количество детей девочек 9 9 9 8 17 мальчиков 2-3 3-4 4-5 5-6 6-7 13 10 13 13 22 всего 22 19 22 21 39 В ДОУ имеются 6 групповых помещений, состоящих из игровой, спальни, приемной, буфетной и туалетной комнат. Оборудованы специальные кабинеты: заведующего ДОУ, методический, учителя – логопеда, кабинет педагога - психолога, учебный класс. В ДОУ имеются: музыкальный, спортивный зал. Кроме того, медицинский блок. На территории детского сада расположены 6 игровых площадок и 1 спортивная площадка. Прием детей в образовательное учреждение осуществляется руководителем МБДОУ детский сад №17 «Березка» на основании: направлений Начальника управления образования Администрации БГО. Положения о порядке предоставления мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях и дошкольных группах в муниципальных общеобразовательных организациях для детей дошкольного и младшего школьного возраста Белоярского городского округа, реализующих образовательную программу дошкольного образования. В образовательной деятельности значительное место занимает использование инновационных педагогических технологий. Активно используются информационнокоммуникационные технологии, технология проектной деятельности, исследовательская технология. Особое внимание уделяется и здоровье сберегающим технологиям с целью сохранения и укрепления здоровья детей, формирования основ здорового образа жизни. Все программы и технологии расширяют и углубляют основное образовательное содержание, что позволяет удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и интересы дошкольников. Таким образом, образовательная деятельность в ДОУ строится с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников и осуществляется в основных видах детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, двигательной, коммуникативной, продуктивной, трудовой. Правила приема в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 «Березка» размещены на сайте ДОУ https://17bel.tvoysadik.ru/sveden/document . Был проведен опрос среди родителей, в результате выбран – русский язык, как основной язык в ДОУ https://17bel.tvoysadik.ru/sveden/education 8 Воспитательная работа строится с учетом индивидуальных особенностей детей, с использованием разнообразных форм и методов, в тесной взаимосвязи воспитателей, специалистов и родителей. Детям из неполных семей уделяется большее внимание в первые месяцы после зачисления в детский сад. Кружки: С 2020 года в детском саду работают кружки по художественно-эстетическому направлению для детей 5-7 лет: 1.Кружок «Рисование нетрадиционными техниками» https://17bel.tvoysadik.ru/org-info/education-program?id=44 2. Кружок «Рукодельница» https://17bel.tvoysadik.ru/org-info/education-program?id=45 В кружковой деятельности задействовано- 36% воспитанников детского сада. 1.2. Материально – техническое оснащение Учреждения Характеристика здания - общая площадь 1158,8 м². Площадь земельного участка составляет 4211 м². Развивающая предметно-пространственная среда оборудована с учетом возрастных особенностей детей, соответствует принципам построения, согласно реализуемой программе, а именно: -обеспечение безопасности и комфорта; -предоставление ребенку выбора деятельности; -формирование познавательной и творческой активности. В детском саду сформирована материально-техническая база для реализации образовательных программ, жизнеобеспечения и развития детей. В детском саду оборудованы помещения: − групповые помещения – 6; − кабинет заведующего – 1; − методический кабинет – 1; − музыкальный зал (физкультурный зал) – 1; − кабинет учителя-логопеда – 1; - кабинет педагога - психолога-1; - учебный класс-1; − пищеблок – 1; − прачечная – 1; − медицинский кабинет – 1. Методический кабинет оснащен стационарным компьютером, 2 ноутбуками, цветным лазерным принтером, цветным струйным принтером, имеется библиотека педагогической, методической и детской литературы, периодических изданий; демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми. Материалы опыта работы педагогов; документация по методическому сопровождению образовательной деятельности в Учреждении. При создании предметно-развивающей среды воспитатели учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы. Оборудованы групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны. В групповых комнатах ДОУ обязательно выделено пространство для разнообразных видов детской деятельности, в соответствии с возрастными особенностями детей, программными требованиями и принципами построения предметно-развивающей среды, в соответствии с 9 санитарно-гигиеническими требованиями. Это модули игровой деятельности, модули двигательной деятельности, модули конструирования, музыкально-театрализованный модуль, модуль книги и отдыха, модуль природы, модуль познавательно-исследовательской деятельности, модуль правильной речи и моторики, модуль художественного творчества, модуль безопасности дорожного движения. Наличие компьютерной техники: 4 персональных компьютера, 4 портативных компьютера, 2 планшетных компьютера, 3 установки мультимедиа, 1 интерактивная доска, 2 многофункциональных устройства, 1 цветной лазерный принтер, 4 струйных принтера. Имеется проводной интернет, выход в электронную почту, официальный сайт ДОУ. Рабочие места заведующего, заместителя заведующего, музыкального руководителя, логопеда, педагога - психолога оснащены персональными компьютерами. Данный факт значительно расширяет технические и информационные возможности педагогов в организации образовательного процесса Обеспечение безопасности В здании ДОУ имеются: - 2 видеодомофона - автоматическая пожарная сигнализация; - программно-аппаратный комплекс; - первичные средства пожаротушения. - наружное видеонаблюдение. - тревожная кнопка Комплексное техническое и профилактическое обслуживание инженерного оборудования осуществляют: холодное водоснабжение – МУП «Водоснабжение» отопление МУП «Теплоснабжение» электроэнергия – ОАО «Энергосбыт Плюс»; твёрдые отходы ЕМУП «Специализированная автобаза»; жидкие бытовые отходы - ИП «Чебыкин А.Л.» В МБДОУ детский сад №17 «Березка» разработана программа комплексной безопасности учреждения. Выполнение мероприятий системы безопасности учреждения контролируется органами муниципального управления. Год ввода в эксплуатацию – 1982 г. Здание 2-х этажное, с техническим подвалом, 2 -ой степени огнестойкости. Размеры в плане 49 х 12,93 м. Фундамент - стены подвала, стены – железобетонные панели, перегородки – кирпичные, перекрытия – железобетонные плиты, кровля – шифер по деревянной обрешетке . Полы – дощатые по лагам окрашены, покрытые линолеумом, кафельная плитка, мраморная крошка; оконные проемы – пластиковые стеклопакеты; входные двери металлические. Выход на чердак по навесной наружной лестнице. Здание имеет 4 основных входа, и 7 запасных выхода, 6 камер наблюдения. Отопление центральное от газовой котельной. Освещение соответствует требованиям СанПин. Ограждение - сетка металлическая, внутренняя и внешняя безопасность учреждения обеспечивается силами сторожей. Учреждение находится в непосредственной близости от: МАОУ СОШ №10, ДК «Юность», Храмцовская ОВП, 10 1.3. Условия обучения в детском саду. Предметом деятельности Учреждения является реализация основной образовательной программы дошкольного образования (далее – образовательные программы дошкольного образования) в соответствии с настоящим Уставом и муниципальным заданием, а также присмотр и уход за воспитанниками. Реализуемые образовательные программы Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 17 «Березка», разработанная на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2016 г. Воспитательно-образовательный процесс включает в себя следующие образовательные области (в соответствии с ФГОС ДО): -художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность лепка, рисование, декоративное рисование, аппликация, музыкальная деятельность и конструирование); -познавательное развитие (ФЭМП, ознакомление с окружающим, патриотическое воспитание, экология); -социально-коммуникативное развитие (ОБЖ, труд, игра, общение); -речевое развитие (развитие речи и чтение художественной литературы); -физическое развитие (двигательная деятельность, ЗОЖ). В течение учебного года деятельность ДОУ была направлена на обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребёнка. Педагогический коллектив ДОУ детский сад № 17 «Березка» осуществлял образовательную деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ "Об образовании в Российской Федерации", и Основной образовательной программой ДОУ. С целью оказания помощи детям в возрасте 5-7 лет, имеющим нарушения речи, в МБДОУ есть 1ставка учителя-логопеда, Коррекционная работа осуществляется по программам: АООП для детей с ТНР, АООП для детей с НОДА. А также используются парциальные программы: В образовательной области «Познавательное развитие»: Программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой (программа направлена на формирование начал экологической культуры у детей); Программа «Эколята-дошколята»- Т.В. Зотова. Программа «Чудеса театра»- Маханева М.Д. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Программа «Ладушки» И.М.Каплунова, И.А. Новоскольцева (программа направлена формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста); «Цветные ладошки»- И.А. Лыкова (программа ориентирует на многообразие проявлений детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности); Материально-техническая база. Имеется кабинет заведующего, медицинский кабинет, методический кабинет, кабинет психолога, учебный кабинет, кабинет учителя-логопеда, кабинет завхоза, пищеблок, 6 групповых комнат, музыкальный зал, прачечная. Вид Основное предназначение Оснащение 11 помещения Кабинет заведующей ДОУ Методический кабинет Музыкальнофизкультурный зал Кабинет логопеда Индивидуальные консультации, беседы с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом и родителями; Осуществление методической помощи педагогам; Организация консультаций, педсоветов, семинаров и других форм повышения педагогического мастерства; Выставка изделий народного декоративноприкладного искусства; Выставка дидактических и методических материалов для организации работы с детьми по различным направлениям Музыкальные и физкультурные занятия Утренняя гимнастика; Развлечения, тематические, физкультурные досуги; Театральные представления, праздники; Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей Логопедическая НОД, индивидуальные консультации 12 Библиотека нормативно – правовой документации; Компьютер, принтер Документация по содержанию работы в ДОУ (охрана труда, приказы, пожарная безопасность, договоры с организациями и пр) Библиотека педагогической, методической и детской литературы; Библиотека периодических изданий; Демонстрационный, раздаточный материал для занятий. Опыт работы педагогов. Документация по содержанию работы в ДОУ (годовой план, тетрадь протоколов педсоветов, тетрадь учета поступающих и используемых материалов, работа по аттестации, результаты диагностики детей и педагогов, информация о состоянии работы по реализации программы). Игрушки, муляжи. Изделия народных промыслов: гжель, хохлома, матрешки Разные виды театра (би-ба-бо, настольный, ролевой и др.) Куклы (профессии) Музыкальный центр, фортепиано, проектор, мультимедийная установка, микрофоны, акустические калонки Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания Атрибуты для игр Костюмы для спектаклей Демонстрационный, раздаточный материал для занятий. Стенд для родителей и педагогов Дидактические игры, настольно-печатные игры Игрушки, муляжи, наборы конструкторов, мозаика Разные виды театра (би-ба-бо, настольный, ролевой и др.) Кабинет педагога психолога Коридоры МБДОУ Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ Подгрупповые занятия Индивидуальные консультации Информационнопросветительская работа с сотрудниками ДОУ и родителями. «Зеленая зона» участков Групповые комнаты Спальное помещение Прогулки, наблюдения; Игровая деятельность; Самостоятельная двигательная деятельность, Физкультурное занятие на улице. Трудовая деятельность на огороде. Проведение режимных моментов Совместная и самостоятельная деятельность Занятия в соответствии с образовательной программой сон; Дневной гимнастика после сна Диагностические материалы Художественная литература Наборы фруктов, овощей, диких и домашних животных, морских обитателей цветные карандаши, восковые мелки, писчая бумага, трафареты, раскраски. Специализированное оборудование для логопеда Стол с песком для рисования Сухой бассейн Дидактические игры Настольные игры Разные виды театра Игрушки, муляжи, конструктор Дидактические материалы Методическая литература Карандаши, фломастеры, раскраски Стол с песком для рисования Стенды для родителей, визитка ДОУ. Стенды для сотрудников (охрана труда, профсоюзный уголок, пожарная безопасность). Стенды «Советы логопеда», «Наши достижения» Прогулочные площадки для детей всех возрастных групп. Игровое, функциональное, (навесы, столы, скамьи) и спортивное оборудование. Физкультурная площадка. Дорожки для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения. Клумбы с цветами. Детская мебель для практической деятельности; Игровая мебель. Атрибуты для сюжетноролевых игр: «Семья», «Гараж», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» Уголок природы, экспериментирования. Книжный, театрализованный, изоуголок; Физкультурный уголок Дидактические, настольно-печатные игры. Конструкторы (напольный, ЛЕГО) Спальная мебель Методические пособия возрастом детей. 13 в соответствии с Приемная комната (раздевалка) Медицинский кабинет Информационнопросветительская работа с родителями. Осмотр детей, консультации медсестры, врачей; Консультативнопросветительская работа с родителями и сотрудниками ДОУ Информационные стенды для родителей. Выставки детского творчества. Документация по содержанию работы медицинского работника Шкафы, для хранения медицинской документации, инвентаря (термометры, разовые шпателя, одежды, столы письменные, стулья, ростомер, весы и др.) Холодильник для хранения медицинских препаратов неотложной помощи, фитосборов, медикаментов, столик для прививок, столик для оказания неотложной помощи, кушетка, раковина для мытья рук и др. 1.4. Кадровая характеристика. Для кадрового потенциала МБДОУ детский сад № 17 «Березка» характерны стабильность состава педагогических работников, что подтверждается показателем сохранения педагогического контингента: 50% педагогов работают в стенах детского сада более 10 лет. Уровень профессиональной подготовки педагогических работников соответствует тарифноквалификационным требованиям по должностям работников учреждений образования российской Федерации, должностным инструкциям и требованиям профессионального Стандарта. Все педагоги работают на основе эффективного контракта (договора). Администрация ДОУ обеспечивает условия для профессионального роста сотрудников, организует своевременное обучение на курсах повышения квалификации (за 3 года обучились 100% педагогов). 90% педагогов владеют компьютером, освоили ИКТ и активно используют технологию в практике своей работы с детьми и родителями (использование презентаций и видеороликов в образовательном процессе). Важным фактором повышения профессионального уровня педагогов является самообразование. Результаты работы по самообразованию – источник это и конспекты НОД, планы разнообразных видов деятельности, дидактические игры, памятки для всех участников образовательных отношений, методические разработки по разным образовательным областям. Сегодня наиболее актуальным является развитие динамических способностей педагога, формирования у них ключевых компетенций и компетентностей. А именно, умение целостно видеть развитие ребенка, осуществлять педагогическую деятельность с учетом изучения индивидуальных особенностей ребенка и прогноза его развития, владеть ораторскими способностями и коммуникативными навыками, быть менеджером своего дела и уметь выстраивать взаимоотношения со всеми субъектами образовательных отношений. Анализируя работу по направлению «Кадровое обеспечение» можно сделать вывод, что в педагогическом коллективе ДОУ сформирован интерес педагогов к повышению квалификации, востребованы курсы в области информационно - коммуникативных и инновационных педагогических технологий, педагоги заинтересованы в участии в мероприятиях района. 14 На момент написания программы развития общее количество педагогических работников – 12 человек ( 8 воспитателей, 1 музыкальный руководитель, 1 инструктор по физической культуре,1 учитель-логопед,-1 педагог-психолог (внутреннее совместительство), учительдефектолог (внутреннее совместительство)). Работник с медицинским образованием – 1 человек. Укомплектованность кадрами: воспитателями – на 100%; младшими воспитателями – на 100%; обслуживающим персоналом – 100%. Высшее 50 60 40 50 Среднее специальное 30 20 40 высшая 30 1 кк сзд 20 Среднеспециальное не педагогическое 10 0 % без кк 10 0 8,3 ( профессиональн ая переподготовка квалификационной категории Пояснение: без работы не более 2 лет. работают педагоги, со стажем Сведения о работниках Образование, кол-во работников Высшее – 6 чел (50%) Средне- специальное педагогическое-4 чел (33,4%) Средне- специальное не педагогическое ( профессиональная переподготовка)-2чел (16.6%) Наличие квалификационных категорий, кол-во работников Стаж работы, кол-во работников Высшая КК-1- (8,3%) 1 КК- 7- ( 58,4%) СЗД-1- (8,3%) Без категории- 3 -(25,0%) До 5 лет – 4 чел. (33,3%) 5 – 10 лет. – 3 чел. (25 %) Свыше 15 лет – 5чел. (41,7%) 1.5. Система управления учреждением Управление детским садом осуществляется законодательством и уставом детского сада. 15 в соответствии с действующим Управление детским садом строится на принципах единоначалия и коллегиальности. Коллегиальными органами управления являются: Совет Детского сада, Общее собрание Детского сада, Педагогический совет Детского сада, Родительский комитет. Единоличным исполнительным органом является руководитель – заведующий. Органы управления, действующие в детском саду Наименование органа Заведующий Функции Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее руководство Детским садом - действует от имени Детского сада без доверенности; - представляет Детский сад в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, учреждениями, предприятиями; - разрабатывает штатное расписание в пределах плана финансовохозяйственной деятельности, численность штата и представляет его на утверждение Учредителю; - обеспечивает рациональное использование финансовых средств в пределах плана финансово-хозяйственной деятельности, своевременно представляет отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств; - обеспечивает соблюдение норм охраны труда и техники безопасности; - издает приказы в пределах своей компетенции; - осуществляет подбор, прием на работу и увольнение работников, заключение и расторжение трудовых договоров; - распределяет должностные обязанности между работниками; - дает обязательные для исполнения работниками Детского сада указания и осуществляет проверку их исполнения; - поощряет работников и налагает на них дисциплинарные взыскания; - заключает договоры с юридическими и физическими лицами; - утверждает план работы Детского сада, а также анализирует результаты деятельности в соответствии с утвержденным планом; - организует хозяйственную деятельность Детского сада; - несет личную ответственность перед Учредителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на Детский сад функций; - выдает доверенности; - устанавливает надбавки и доплаты к должностным окладам работников, порядок и размер которых определяется на основании соответствующих положений; - выполняет другие полномочия в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами, настоящим Уставом, трудовым договором и должностными обязанностями. 16 Совет Детского сада - рассмотрение и принятие программы развития Детского сада. - выбор членов комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; - выдвижение кандидатур на награждение; - заслушивание отчетов заведующего Детским садом, его заместителей; - обсуждение вопросов: материально – технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, создания необходимых санитарно – гигиенических условий по организации питания детей и медицинского обслуживания Детского сада; обеспечение безопасности образовательного процесса; обеспечение прав и свобод детей и работников Детского сада; - регулярное информирование участников образовательного процесса о своей деятельности и принимаемых решениях; - вносит предложения Учредителю по улучшению финансово – хозяйственной деятельности. Общее Детского сада собрание - обсуждает и рекомендует к утверждению проект коллективного договора, правила внутреннего трудового распорядка, графики работы; рассматривает, обсуждает и рекомендует к утверждению Программу развития Детского сада, проект годового плана; - обсуждает дополнения и изменения, вносимые в Устав Детского сада, другие локальные акты; - обсуждает вопросы состояния трудовой дисциплины в Детского сада и мероприятия по ее укреплению; - рассматривает вопросы охраны и безопасности условий труда работников, охраны жизни и здоровья воспитанников Детского сада; - вносит предложения в договор о взаимоотношениях между Учредителем и Детским садом; - заслушивает отчеты о работе заведующего, завхоза, старшего воспитателя, председателя Совета педагогов и других работников, вносит на рассмотрение администрации предложения по совершенствованию ее работы; знакомится с итоговыми документами по проверке государственными и муниципальными органами деятельности Детского сада. Педагогический совет Детского сада - определяет направления образовательной деятельности Детского сада; - выбирает образовательные программы, образовательные и воспитательные технологии и методики для использования в педагогическом процессе Детского сада; - обсуждает и рекомендует к утверждению проект годового плана Детского сада, разрабатывает учебный план; 17 - обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, образовательной деятельности Детского сада; - организует выявление, обобщение, распространение, внедрение передового опыта среди педагогических работников Детского сада; - заслушивает информацию, отчеты педагогических и медицинских работников осостоянии здоровья детей, ходе реализации образовательных и воспитательных программ, о результатах готовности детей к школьному обучению; - рассматривает организацию дополнительных образовательных услуг воспитанникам, в том числе платных; - рассматривает вопросы повышения квалификации, аттестации педагогов; - заслушивает доклады, информацию представителей организаций, взаимодействующих с Детским садом по вопросам образования и оздоровления детей, в том числе о проверке состояния образовательного процесса, соблюдения санитарно – гигиенического режима в Детском саду, об охране жизни и здоровья воспитанников; заслушивает отчеты заведующего о создании условий для реализации общеобразовательных программ в Детском саду; контролирует выполнение ранее принятых решений Педагогического совета; - утверждает характеристики и принимает решения о награждении, поощрении педагогических работников Детского сада. Родительский комитет - содействие обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса; - координация деятельности групповых родительских комитетов; - проведение разъяснительной и консультативной работы среди родителей (законных представителей) воспитанников об их правах и обязанностях; - содействие в проведении мероприятий в Детском саду; - участие в подготовке Детского сада к новому учебному году; - совместно с руководством Детского сада контроль организации питания и медицинского обслуживания; - оказание помощи в организации и проведении общих родительских собраний; - обсуждение локальных актов Детского сада, по вопросам, входящим в компетенцию родительского комитета; - участие в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса, выполнения санитарно-гигиенических норм и правил; - взаимодействие с общественными организациями по вопросу пропаганды традиций Детского сада; - взаимодействие с педагогическим коллективом Детского сада по вопросам профилактики безнадзорности среди воспитанников, жестокого обращения с детьми; 18 Вывод: структура и система управления соответствуют специфике деятельности детского сада в соответствии с - Уставом МБДОУ детский сад №17 «Березка». Приказ от 09 декабря 2015 года № 247. Изменения и дополнения в устав МБДОУ детский сад №17 «Березка».Приказ от 15 ноября 2019г №209. 1.6. Проблемный анализ деятельности МБДОУ детский сад №17 «Березка» и потенциальных возможностей перехода на современную модель дошкольного образования Одним из основных принципов государственной политики в сфере общего образования является признание приоритетности образования (Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» ст.3 п.1) В ходе переходного периода деятельность Учреждения была направлена на создание системы организационно-управленческого и методического обеспечения по внедрению и реализации ФГОС ДО. Программа развития Учреждения на 2017-2021 гг. выполнена в полном объеме. За этот период в Учреждении произошли следующие изменения: - образовательный процесс организован в соответствии с ФГОС ДО; - разработана и реализуется Основная образовательная программа дошкольного образования Учреждения; - разработаны и реализуются: Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР, адаптированная образовательная программа для детей с НОДА. - организация педагогического процесса отмечается гибкостью, ориентированностью на возрастные и индивидуально-психологические особенности детей, позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к воспитанникам; - широко используются здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе; - отмечена динамика сохранения и развития здоровья детей, снижен средний показатель заболеваемости; - обновлена развивающая предметно-пространственная среда, выстроена с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО; - укрепилась материально-техническая база Учреждения. Были проведены ремонтные работы групповых комнат, музыкального зала, медицинского и процедурного кабинета, лестничных пролетов. Приобретено дополнительное оборудование для пищеблока, - детская мебель, дидактические пособия, мягкий инвентарь, игрушки и канцтовары; - собран коллектив единомышленников из числа профессионально подготовленных специалистов, осуществляется подготовка кадров, создан благоприятный социально-психологический климат в коллективе, отношения между администрацией и коллективом строятся на основе сотрудничества и взаимопомощи; - 100% педагогов Учреждения соответствуют требованиям профессионального стандарта педагога; - более 50% педагогов имеют высшее образование; - более 75% педагогов имеют квалификационные категории; - 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации по ФГОС ДО; - созданы условия для продуктивного общения детей, педагогов и родителей на основе общего дела: досуги, конкурсы, выставки, мастер-классы; - на базе Учреждения функционирует консультационный пункт; - функционирует официальный сайт Учреждения. 19 1.7. Анализ материально-технической базы МБДОУ детский сад №17 «Березка» за 2017-2021 гг. Год Что было приобретено 2017 1.Акустическая система 5.1. -1 шт 2.Комплект мультимедиа- 2 шт. 3.Кукольные театры: -«Гуси лебеди» -«Машенька и три медведя» -«Три поросенка» 4.Комплект методических пособий, разработок, конспектов для учителя – логопеда; 5.Дидактические материалы: -сюжетно-ролевые игры для всех возрастов по тематике: -детский сад -кафе -салон красоты -больница -школа -транспорт -магазин -семья 2018 1. Теневой навес (веранда) – 1 шт. 2. Двери межкомнатные – 3 шт. 3. Комплект кроватей в количестве 23 штук, столов -12 штук, стульев – 40 штук. 4. Бревно полумягкое – 1 шт. 5.Кукольные театры: -«Колобок» -«Сказка о рыбаке и рыбке» -«Мы в профессии играем» - «Морозко» - «Кот в сапогах» - «Снежная королева» - Напольная ширма для кукольного театра 6.Полный комплект методической литературы для группы раннего возраста (с 2 до 3 лет) 7.Дидактическими материалами: - настольно-печатные игры по соблюдению правил дорожного движения - настольно-печатные игры по БЖД -сюжетно-ролевые игры по тематике: - МЧС -салон красоты -больница -школа -транспорт -магазин -семья 2019 1. Планшетный компьютер для специалистов – 2 шт. 2. Новая мебель в учебный класс: столов-6 , стульев-12 . 20 2020 2021 3. Комплект 3-х ярусных кроватей в количестве 8 штук. 4. Сухой бассейн с комплектом шаров – 1 шт. 5. Флажки разноцветные-50 шт. 6.Спортивные тренажёры: -Беговая дорожка детская-1 шт -Велотренажёр детский– 1 шт. -Тренажёр «Бегущий по волнам» – 1 шт. - Тренажёр «Пресс» – 1 шт. - Мини- стоппер– 1 шт. – 1 шт. - Детский тренажёр– 1 шт. - Силовой тренажёр детский– 1 шт. 7. Конструктор с набором элементов по - разным темам-6 шт. 8. Комплект методической литературы для воспитателей-10 шт. 9. Комплект книг для детей дошкольного возраста -50 шт. 1. Рамки и вкладыши тематические- 3 шт. 2. Стулья детские1 гр роста-12 шт. 3. Стулья детские 0 гр роста-8 шт. 4. Кровать детская 1200*600,- 20 шт. 5. Стеллаж "Корблик"2100*350*1600мм- 5 шт. 6. Стеллаж угловой 1550*350*850мм – 4 шт. 7. Стол многофункциональный 1060*480*780мм – 2 шт. 8. Рециркулятор бактерицидный настенный РБ 2*15- 6 шт. 9. Бесконтактный инфракрасный термометр- 3 шт. 10. Интерактивная панель- 1 шт. 11. Набор мягких модулей- 1 шт. 12. Зеркало большое травмобезопасное – 1 шт. 13. Доска магнитно-маркерная- 2 шт. 14. Конструктор "Городок"- 1 шт. 15. Уголок ряжений с трюмо – 1 шт. 16. Игровая зона Магазин с прилавком- 1 шт. 17. Уголок доктора- 1 шт. 1. Ковровое покрытие-1шт; 2. Швейная машина JANOME Ami 15-1шт.; 3. Оверлок-1шт; 4. Утюг PHILIPS GC2672/40-1шт.; 5. Игровое оборудование -10 шт.; 6. Уличное игровое оборудование ДИК -2.1.10 -1шт.; 7. Уличное игровое оборудование ДИК- 2.1.9 -1шт.; 8. Уличное игровое оборудование ДИК- 2.1.1-1шт.; 9. Уличное игровое оборудование МД-3.1.7-1шт.; 10. Балансир одинарный (деревянный) КБ-5.1.1.-2 шт.; 11. Полка -1шт.; 12. Набор игровой Магазин-2 шт.; 13. Игровая мебель Медицинский уголок- 2 шт.; 14. Игровая мебель Парикмахерская- 6 шт.; 15. Стол регулируемый - 10 шт.; 16. Набор шумовых музыкальных инструментов- 3 шт.; 17. Интерактивный комплекс UTS Movt Base- 1 шт.; 18. Плита электрическая 6-ти конфорочная с жарочным шкафом ЭП-6 19. Бойлер DRAZICE OKC 200 NTR косвенного (теплообменного) 21 ЖШ -1 шт.; 20. 21. 22. нагрева воды 200- 1 шт.; 20. Дидактические и наглядные пособия по всем возрастным группам. 21.Холодильная камера- 1 шт.; 22. Принтер лазерный цветной- 1 шт. Слабые стороны В соответствии с заключением технической экспертизы требуется: - укрепление здания ДОУ, - утепление здания ДОУ (обшивка стен), -замена покрытия вокруг здания ДОУ - замена отмостки здания ДОУ Ремонтные работы необходимые для дальнейшей работы ДОУ: -ремонт буфетных в группах и приобретение технологического оборудования -замена и новая укладка линолеума в здании ДОУ -замена электропроводки в здании ДОУ Раздел II. Концепция развития детского сада Актуальность разработки программы развития обусловлена модернизацией системы образования Российской Федерации, а именно выход новых нормативных документов, диктующих основные положения и нормы функционирования современного детского сада. Ключевая идея развития детского сада ориентирует коллектив на создание качественного образовательного пространства, способствующего развитию и саморазвитию всех участников педагогического процесса: педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей). Качественное внедрение ФГОС в образовательном процессе требует комплекса мероприятий по обновлению содержания и выбору технологий в образовательный процесс. Предстоит дальнейшая работа по перестроению сознания педагогов с учебно-дисциплинарной модели построения образовательного процесса и общения с детьми на модель личностно-ориентированную. Существенные изменения в системе образования требуют изменений в квалификационном уровне педагогов. Современный педагог должен обладать многими качествами: компетентность, творчество, гуманность, нравственность, обладать точными знаниями современных педагогических технологий и умело их применять в своей работе. Основной вектор преобразований программы дошкольного образования, согласно требованиям ФГОС, направлен на ориентацию развития индивидуальных личностных ресурсов ребенка, его творческих способностей и ведущих психических качеств. Личностноориентированный подход в центр образовательной системы ставит личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Таким образом, прежняя исходная, приоритетная ориентация образования только на цели государства сменяется личностной ориентацией. С учетом эпидемиологической обстановки особое внимание следует уделить развитию дистанционных образовательных технологий. Этот способ организации образовательной деятельности отличается от очного и не может в полной мере заменить его. Однако в период ограничительных мер он служит альтернативой для родителей, которые не готовы водить детей в детский сад во время вспышки вирусных заболеваний, но желают, чтобы их дети осваивали образовательную программу. Эта мера потребует существенного обновления материальнотехнической базы и повышения ИТК компетенций педагогов. 22 Раздел III. Ключевые ориентиры Программы развития: миссия, цели, задачи, этапы реализации и ожидаемые результаты Миссия детского сада заключается в создании условий, обеспечивающих высокое качество результатов образовательного процесса по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка с учетом его психофизиологических особенностей и индивидуальных способностей. Ключевые приоритеты развития детского сада до 2026 года: эффективная реализация комплексной программы развития, воспитания и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающую условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств социально ориентированной личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие; уточнение критериев оценки образовательной деятельности детей через поэтапное введение интегральной системы оценивания, внедрение современных методик определения результативности в развитии детей; обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, преемственности дошкольного, дополнительного и семейного образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах развития детей; построение личностно-ориентированной системы образования и коррекционной помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуализированностью подходов; расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социума в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности детского сада; создание системы поддержки способных и одаренных детей и педагогов через конкурсы разного уровня, проектную деятельность; усиление роли комплексного психолого-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов; повышение профессионального мастерства педагогов. Целью программы является повышение конкурентных преимуществ детского сада в условиях быстро меняющейся экономико-правовой среды. Указанная цель будет достигнута в процессе решения следующих задач: расширение спектра качественных образовательных, коррекционных и информационноконсультативных услуг; внедрение в практику детского сада новых форм работы с воспитанниками; развитие сетевого взаимодействия; мониторинг процесса реализации ФГОС ДО в детском саду; повышение качества работы с одаренными детьми; реализация программы здоровьесбережения воспитанников. Этапы реализации: 23 Первый этап разработка документов, направленных на методическое, кадровое и информационное обеспечение развития детского сада, организацию реализации промежуточного и итогового мониторинга реализации программы. Программы развития: Второй этап реализации программы развития: реализация мероприятий, направленных на достижение результатов программы, промежуточный мониторинг реализации мероприятий программы, коррекция программы. Третий этап реализации программы развития: итоговый мониторинг реализации мероприятий программы, анализ динамики результатов, выявление проблем и путей их решения, определение перспектив дальнейшего развития. Подведение итогов и постановка новых стратегических задач развития. Раздел IV. Мероприятия по реализации программы развития 4.1. Мероприятия по организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности Вызов среды. Проблемы. Все чаще в детский сад поступают дети, имеющие помимо предрасположенности к простудным заболеваниям, те или иные функциональные и морфологические отклонения в состоянии здоровья (высокий процент патологий опорно-двигательного аппарата среди детей), требующие повышенного внимания, консультаций специалистов. Рост числа взрослых (родителей воспитанников) с низким уровнем культуры здоровья, проявляющих инертность в ведении здорового образа жизни. Хотя физкультурно-оздоровительная и лечебно-профилактическая работа детского сада и ведутся в системе, но требуют серьезной коррекции мониторинга здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности детского сада и взаимодействия с социумом в вопросах поддержания и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса. В детский сад часто приводят детей c симптомами ОРВИ, в том числе с температурой. Это может привести к распространению заболевания и дальнейшему закрытию детского сада на карантин. Перспективы развития. Разработка программы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетенции родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, организация коррекционной работы с детьми НОДА инструктором по физической культуре, введение инновационной деятельности учреждения в данном направлении. Это поможет, в конечном счете, добиться стабильной положительной динамики в вопросах поддержания и 24 укрепления здоровья подрастающего поколения, приобщения к здоровому образу жизни заинтересованного взрослого населения. В детском саду внедрить «усиленный утренний фильтр», который будет проводить медработник. Он будет осматривать каждого ребенка, опрашивать родителей о его самочувствии и не допускать детей с признаками заболевания и температурой 37,1 оС и выше. В медблоке выделить место под изолятор для детей с признаками инфекционных заболеваний, в том числе респираторных (абз. 3 п. 2.2 СП 3.1/2.4.3598-20). В нем детей содержать до прихода родителей, если симптомы появились после того, как ребенка привели в детский сад. Воспитателям проводить разъяснительные беседы с родителями о недопустимости приводить больных детей в детский сад и санитарных нормах и правилах, которые обязаны соблюдать все участники образовательных отношений. Воспитателей и других работников обеспечить средствами индивидуальной защиты: масками и перчатками. Регулярно проводить уборку и дезинфекцию. Возможные риски. Потенциальные потребители образовательных услуг могут недооценивать значимость физкультурно-оздоровительной работы дошкольников, предпочитая посещение дополнительных занятий художественно-эстетического и познавательного циклов. Рост поступления в дошкольное образовательное учреждение детей с осложненными диагнозами, с подготовительной группой здоровья. А также рост заболевших COVID-19 и распространение эпидемии. Что может привести к закрытию детского сада на карантин. 4.2. Мероприятия по периодам реализации программы Первый этап (2022-2023 гг.) 1. Мониторинг качества здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности в учреждении. 2. Создание условий для оптимизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. 3. Создание условий для осуществления в детском саду работы по профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни. 4. Совершенствование системы мониторинга качества здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения 5. Получении лицензии по дополнительному образованию. 6. Создание рабочей группы для реализации проекта «Консультационный центр» для детей не посещающих ДОУ. Второй этап (2023-2024 гг.) 1. Совершенствование структуры и внедрение в практику детского сада программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста и индивидуальной работы с детьми по поддержанию и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста. 2. Организация распространения положительного опыта по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения и семей воспитанников. 25 3. Разработка и реализация комплексного плана профилактики возникновения у воспитанников вредных привычек, формирования у них культуры здоровья. Организация межведомственного взаимодействия в этом направлении. 4. Разработка совместных планов работы с учреждениями здравоохранения. 5. Реализация системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья, снижения заболеваемости работников детского сада. 6. Реализация инновационного, дистанционного образования в ДОУ во всех возрастных группах. Третий этап (2024 – 2026гг.) 1. Комплексная оценка эффективности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности детского сада. 2. Транслирование опыта работы дошкольной организации в вопросах приобщения детей и взрослых к культуре здоровья через систематический выпуск буклетов и информационных листовок и их распространение. 3. Мониторинг эффективности работы по профилактике заболеваний и асоциального поведения среди выпускников детского сада, целесообразности работы по профилактике ценностей здорового образа жизни. 4. Разработка и реализация проектов по формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей направленности. 5. Обобщение и транслирование полученного опыта по внедрению инновационных, дистанционных технологий в образовании на районном и региональном уровнях. 4.3. Мероприятия по улучшению кадрового состава Вызов среды. Проблемы. Старение педагогических кадров. Несоответствие потребности родителей в высококвалифицированных педагогических кадрах для своих детей и постоянно снижающегося престижа педагогических профессий. Обостряется проблема профессионального выгорания педагогических кадров.Инертность, недостаточно высокий уровень аналитико-прогностических и проектировочных умений ряда педагогов не позволяет им достойно представить опыт своей работы. Часть педагогов имеют потенциал к работе в инновационном режиме, они участвуют в работе временных творческих групп, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, обобщают свой опыт работы, внедряют в образовательный процесс новинки педагогической науки и практики. Именно эти педагоги, готовые к повышению своей компетентности, аттестации на более высокую квалификационную категорию, смогут составить инновационный стержень учреждения и, как следствие, обеспечить максимально возможное качество образовательных услуг. Перспективы развития. Заключать договора о сетевом взаимодействии с психолого-педагогическим центром. Привлечение молодых специалистов из числа сотрудников ДОУ, с последующим обучением. Возможные риски. 26 Дальнейшее «старение» коллектива, кадровое педагогическое выгорание. Мероприятия по периодам реализации программы по улучшению кадрового состава. Первый этап (2022-2023 гг.) 1. Анализ актуального состояния кадровой обстановки в учреждении. 2. Разработка комплексного поэтапного плана по повышению профессиональной компетентности медико-педагогического и обслуживающего персонала в условиях реализации ФГОС ДО. 3. Разработка стратегии повышения привлекательности учреждения для молодых специалистов. 4. Пересмотр содержания Правил внутреннего трудового распорядка, Коллективного договора детского сада. 5. Создание условий для составления портфолио каждого педагога образовательного учреждения, как формы обобщения опыта педагогической деятельности. Второй этап (2023-2024 гг.) 1. Реализация плана мотивирования и стимулирования инновационной деятельности и проектной культуры педагогов, профилактики профессионального выгорания, стремления к повышению своей квалификации. 2. Организация межведомственного взаимодействия, создание системы социального партнерства с организациями образования, культуры, здравоохранения города. 3. Обеспечение научно-методического сопровождения образовательного, оздоровительного и коррекционного процессов в рамках ФГОС ДО, осуществления исследовательской и проектной деятельности педагогов. 4. Осуществление комплекса социально-направленных мероприятий с целью создания положительной мотивации труда у сотрудников. 5. Осуществление портфолизации достижений каждого педагога в соответствии с ФГОС ДО. 6. Создание и ведение индивидуальных сайтов каждому педагогу. 7. Создание условий для повышения квалификационной категории педагогов. Третий этап (2024 – 2026 гг.) 1. Комплексная оценка эффективности введения профессионального стандарта педагога. 2. Определение перспективных направлений деятельности детского сада по повышению профессионального уровня работников. 3. Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных уровнях через конкурсы профессионального мастерства, участие в конференциях, публикации в СМИ, сайте детского сада, проектную деятельность и т.д. 4. Анализ эффективности мероприятий, направленных на социальную защищенность работников детского сада. 4.4. Мероприятия по материально-технической модернизации детского сада Вызов среды. Проблема. Недостаточное финансирование детского сада бюджетными средствами для улучшения материально-технического состояния здания. Здание ДОУ с 1982 года не обслуживался планово 27 ремонтными работами, в связи с этим в период 2022-2024 г. необходимо провести ремонтные работы для бесперебойной деятельности ДОУ. Отсутствие в детском саду платных образовательных услуг, и привлечение средств из внебюджетных источников. Отсутствие в полном объеме необходимого компьютерного технологического оборудования для обучения детей в дистанционном формате. Перспективы развития. Создание условий для реализации платных услуг, привлечение средств из внебюджетных источников, участвуя в грантах. Обеспечить возможность для транслирования педагогического опыта работников детского сада в области дошкольного образования. Использование ИКТ в образовательном процессе позволит перевести его на более высокий качественный уровень. Сделать запрос учредителю о выделении дополнительного финансирования. Подготовить финансово-экономическим обоснование и перечень необходимого оборудования. 4.5. Мероприятия по периодам реализации программы Первый этап (2022-2023 гг.) 1. Создание системы условий, обеспечивающей всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка, включающей ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного, речевого и социального развития детей. 2. Анализ степени удовлетворенности родителей качеством материально-технического оборудования в ДОУ. 3. Организация межведомственного взаимодействия с целью повышения качества работы с родителями. Заключение договоров о сотрудничестве и планов взаимодействия с СОШ № 10, библиотекой, музеем им. Н.Попова, музыкальной школой. Второй этап (2023-2024 гг.) 1. Работы по обновлению предметно-пространственной среды и материально-технической базы детского сада за счет различных источников финансирования 2.Наличие перспективного плана капитального ремонта организации: - укрепление здания ДОУ, - утепление здания ДОУ (обшивка стен), -замена покрытия вокруг здания ДОУ - замена отмостков здания ДОУ Ремонтные работы необходимые для дальнейшей работы ДОУ: -ремонт буфетных в группах и приобретение технологического оборудования -замена и новая укладка линолеума в здании ДОУ -замена электропроводки в здании ДОУ 3. Дифференцированная работы с семьями воспитанников и родителями, с детьми раннего и дошкольного возраста: - по повышению педагогической и валеологической культуры, которая направлена на формирование, укрепление, сохранение здоровья, освоение знаний, норм, ценностей, принципов здорового образа жизни, молодых родителей; - повышение уровня детского сада среди заинтересованного населения при помощи досуговой деятельности. 28 Третий этап (2024 – 2026 гг.) 1. Анализ эффективности внедрения ресурсосберегающих технологий. 2. Комплексная оценка эффективности реализации программы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетенции родителей в вопросах развития и обучения, охраны и укрепления здоровья детей. 3. Поддерживание положительного имиджа детского сада, обеспечение возможности для транслирования передового педагогического опыта работников детского сада в области дошкольного образования. 4. Завершение всех плановых ремонтных работ. Раздел IV. Мониторинг реализации программы развития Ожидаемые результаты Улучшение качества предоставляемых образовательных услуг через обновление структуры и содержания образовательного процесса с учетом внедрения инновационных подходов Критерии эффективности Устойчивая положительная динамика образовательных достижений воспитанников и состояния их здоровья. Рост удовлетворенности родителей учащихся качеством образовательных услуг по результатам анкетирования Повышение эффективности психолого- Стабильная положительная динамика в педагогической помощи детского сада, в вопросах поддержания и укрепления том числе для детей ОВЗ, и детей- здоровья подрастающего поколения, инвалидов. приобщения к здоровому образу жизни заинтересованного взрослого населения. Интеграции детей с различным состоянием здоровья, уровнем развития, степенью адаптированности в условиях дифференцированных микрогрупп для достижения максимального качества образовательного процесса. Дальнейшая информатизация образовательного процесса и управления Расширение перечня образовательных возможностей, социально-образовательных партнерств Повышение эффективности системы по работе с одаренными и талантливыми детьми Создания целостной системы, в которой все этапы работы с ребенком, были бы взаимосвязаны. Увеличение доли использования ИКТинструментов в образовательном процессе и администрировании Детский сад налаживает сетевое взаимодействие с другими организациями для образовательного и иных видов сотрудничества Повышение результативности по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей и рост результативности 29 интеллектуально-творческих достижений Модернизация образовательной среды: Увеличение доли современного учебного пополнение материально-технических ИКТ-оборудования и программного ресурсов детского сада современным обеспечения учебным компьютерным оборудованием и программным обеспечением 30