Дополнительная образовательная программа по театрализованной деятельности ЧУДЕСА ТЕАТРА — копия

Оглавление
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
1.2. Актуальность программы
1.3. Новизна программы
1.4. Цели и задачи программы
1.5. Принципы и подходы к формированию Программы
1.6. Методы и приемы реализации Программы
1.7. Характеристика особенностей развития детей от 3-7 лет
1.8. Планируемые результаты освоения Программы
1.9. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности
по Программе
2. Содержательный раздел.
2.1. Основные направления программы
2.2. Технология образовательной деятельности по реализации
образовательной программы
2.3. Перспективное планирование Программы
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников
2.5. Использование других социальных ресурсов
2.6. Коррекционная работа/инклюзивное образование с детьми ОВЗ
3. Организационный раздел
3.1. Организация предметно- пространственной среды в ДОУ
3.2. Объем образовательной нагрузки
3.3. Формы работы
3.4. Направления работы с детьми
3.5. Психолого- педагогические условия
3.6. Материально техническое обеспечение Программы
4. Список использованных источников

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Преобразования, происходящие в нашем современном обществе,
порождают в образовании новые требования к подготовке детей к
школе, среди которых и развитие коммуникативных умений и навыков.
В последнее время широкое распространение получил термин
«коммуникация», наряду с термином «общение». Под
коммуникацией понимается связь, в ходе которой происходит обмен
информацией участниками общения. В ряде нормативно-правовых
документах, различных образовательных программах дошкольного
образования коммуникативные умения, умения взаимодействовать
друг с другом выделяются как одной из приоритетных направлений
развития ребенка дошкольного возраста. В го же время, в
образовательной практике вопросам формирования у детей основ
культуры общения, коммуникативным умениям уделяется
незначительное внимание. Педагоги полагают, что ежедневная
практика общения между детьми естественным образом приведет к
тому, что ребенок научится общаться.
Характеризуя
современного ребенка, мы отмечаем такую неблагоприятную
тенденцию как обеднение и ограничение общения детей. Дети
стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные
способы общения со сверстниками, проявлять вежливое,
доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра, в связи с этим
встала актуальная проблема — развитие коммуникативных умений и
навыков.
В активизации коммуникативных умений и навыков детей
дошкольного
возраста играет огромную роль театрализованные игры.
Театрализованные игры один из самых эффективных способов
воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется
принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их
не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их

территории.
Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться
сами и научить наших детей.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие
ребенка.
Стимулирует активную речь за счет
расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный
аппарат. Театрализованные игры детей способствуют активизации
разных сторон их речи — словаря, грамматического строя, диалога,
монолога, совершенствования звуковой стороны речи, а речь одна из
главных составляющих коммуникативных навыков.
Коммуникативные навыки и общение как таковое —
многоплановый процесс, необходимый для организации контактов
между людьми в ходе совместной деятельности.
Под общением понимается информационное, эмоциональное и
предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются,
проявляются и формируются межличностные взаимоотношения.
Успешное развитие коммуникативных умений и навыков - это часть
социальной компетентности, означающей готовность ребенка и к
встрече с новыми социальными ситуациями.
‘
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных
навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное
произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную
направленность (дружба, доброта, честность, смелость и
т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и
злу.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие
проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе,
застенчивость.
Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне
развивать детей и распознавать среди них одаренных.
Программа «Чудеса театра» (далее — программа) составлена в
соответствии с основной образовательной программой МБДОУ
детский сад N•! 7 «Берёзка» и является дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой социальнокоммуникативного и речевого направления базового уровня освоения
образовательных результатов.
Настоящая программа описывает курс подготовки по коммуникативным
умениям и навыкам детей дошкольного возраста 3 — 7 лет. Она
разработана на основе обязательного минимума содержания по
театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления
содержания по различным программам, описанным в литературе,
приведенной в конце данного раздела.
Возраст обучающихся: 3-7 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы — 4 года.
Программа может быть реализована в ходе групповых, подгрупповых и

индивидуальных занятиях с воспитанниками.
1.2. Актуальность
Актуальность программы определяется обострившейся в настоящее
время проблемой нравственного воспитания де гей.
С самого раннего детства ребёнок стремится к развитию,
свободе, общению.
Одним из путей эмоционального раскрепощения. максимальной
реализации способностей, развития речи и коммуникативных
навыков является театрализованная деятельность. Данный опыт
ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его
неповторимость и индивидуальность. Специально организованная
театрализованная деятельность способствуют развитию речи детей
дошкольного возраста, а также развитию психических процессов,
пластики, овладению навыков общения, коллективного творчества,
уверенности в себе. Позволяет формировать опыт нравственного
поведения, повышает жизненный тонус детей.
Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности
взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе
необходимые качества личности - все это и делает программу
актуальной на сегодняшний день.
1.3.
Новизна данной программы
Новизна данной программы в том, что она направлена на
расширение содержания базового компонента образования,
овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и
навыками. Программа дополняет базовую программу, наличием
дополнительных образовательных задач социальнокоммуникативной направленности.
Игра - наиболее доступный и интересный для ребёнка способ
переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в
мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы
взрослых. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли
актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем
самым самовыразиться. Каждый ребёнок играет свою роль посвоему, с каждым разом все больше раскрепощаясь и раскрываясь.
Поэтому в детском саду театрализованной деятельности уделяется
особое значение, всем видам детского театра, что поможет
сформировать правильную модель поведения в современно м
мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской
литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами
этикета, обрядами, традициями. Театрализованная игра – одно из
эффективных средств социализации дошкольника в процессе
осмысления им нравственного подтекста литературного
произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия

для развития чувства партнёрства. В ходе совершенствования
диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее
эффективно происходит речевое развитие.
Особенности данной программы заключаются: совместное
творчество педагога и
детей; индивидуальный подход к каждому ребенку; взаимодействие
детей в коллективе; раскрепощение инициативы ребенка; тесный
контакт педагога с родителями воспитанников; презентация
результатов работы в виде стенгазет и публичных выступлений —
спектаклей.
1.4. Цель н задачи Программы

Целью программы является :
Создание условий для развития речи,
формирования и совершенствования коммуникативных умений и навыков, а
также выявление одаренных детей через вовлечение их в театральную
деятельность.
Задачи:
Воспитательные:
—
Воспитывать моральные и нравственные качества ребенка,
элементарные навыки общения с детьми и взрослыми на
уровне сотрудничества и непосредственного участия во всех
своих делах.
—
Воспитывать желание участвовать в театрализованной
деятельности.
Развивающие:
— Способствовать усвоению норм и ценностей: принятых в
обществе:
самостоятельность,
коммуникабельность,
сопереживание, уважительное и доброжелательное отношение
к окружающим;
- Расширять словарный запас, формируя грамматический
строй и связную речь, умения участвовать в диалоге,
проявлять внимание к сообщениям сверстников и
воспитатель.
- Развивать коммуникативные умения детей, культуру
общения и взаимодействие ребенка с взрослыми и
сверстниками, тренировать волевые и эмоциональные
качества.
- Развивать творческие способности и системное мышление
одаренных детей.
Обучающие:
- Формировать умения правильно оценивать свои поступки и
поступки сверстников, готовность детей к совместной ’
деятельности, умению договариваться, самостоятельно разрешать

конфликты со сверстниками
- Формировать у детей умения использовать средства вербального и
невербального общения (мимика, жесты, интонационная
выразительности) при создании игровых образов.
- Учить получать от игры положительный эмоциональный отклик,
организовывать собственные ролевые, театральные игры, приобщая
других детей.
1.5.
Принципы н подходы к формированию
Программы
Процесс обучения по данной программе строится на общих
дидактических и специфических принципах: систематичности и
последовательности; организация и последовательная подача
материала («от простого к сложному»).
Системный подход, сущность которого заключается в том, что
относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не
изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком
подходе педагогическая система работы с детьми рассматривается
как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов:
целиобразования, субъекты педагогического процесса, содержание
образования, методы и формы педагогического процесса и
предметно-развивающая среда.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной,
деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках
данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на
естественный процесс саморазвития задатков и творческого
потенциала личности, создания для этого соответствующих
условий.
Деятельностный подход. Деятельность — основа, средства и
решающее условие развития личности. Поэтому необходима
специальная работа по выбору и организации деятельности детей.
Это в свою очередь, предполагает обучение детей, выбору цели и
планированию деятельности, ее организации и регулированию,
контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Полусубъективный подход вытекает из того, что сущность
человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его
деятельность. Личность рассматривается как система характерных
для нее отношений, как носитель взаимоотношений и
взаимодействий социальной группы, что требует особого
внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия
с детьми.
Культурологичесиий подход обусловлен объективной связью
человека с культурой как системой ценностей. Талантливый
ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры,
но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится

творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение
культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых,
развитие самого ребенка и, во- вторых, становление его как
творческой .личности.
Принцип психологической иожфортности. Прежде всего, это —
создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома»,
снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на
ycпex, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от
самой деятельности.
Принцип творчество. Это максимальная ориентация на творческое
начало, приобретение детьми собственного опыта через творческую
деятельность.
Принцип целостного представления о мире .Это личностное
отношение ребенка полученным знаниям и умение применять их в
своей практической деятельности.
Принцип вариантности. Он предполагает у детей
понимание возможности различных вариантов решения задач.
1.6. Методы и приемы реализации программы.
Наглядные.1.
Организация выставок, конкурсов.
2.
Рассматривание иллюстраций.
3.
Информационные стенды.
4.
Театрализованная деятельность детей и взрослых.
Словесные:
1. Беседы.
2. Чтение художественной литературы.
3. Заучивание стихотворений.
5.
Дидактические игры.
6.
Сюжетно-ролевые игры.
7.
Развлечения.
8.
Моделирование ситуаций.
9.
Консультации.
10. Наблюдения.
Практические:
1. Создание предметно — пространственной развивающей
среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в
ДОУ.
2.
Театрализованная деятельность, театрализованные игры
3.
Создание и центров «Театра» в группах ДОУ.
4.
Создание творческих проектов.

1.7. Характеристика особенностей развития детей
от 3-7 лет.
Младшая группа (дети 3-4 лет)
В возрасте 3 -4 лет малыши живо интересуются играми с куклой, ик
впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с
удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образахимпровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от
художественной игры впоследствии будут развиваться творческие
способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки,
например, портретная зарисовка и диалог воспитатель и персонажа с
детьми.
Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой,
поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов
детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д.
Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом.
Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике
бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт
палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через
внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно
определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать
нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным.
С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей
проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций.
Например, простые этюды "Солнышко встаёт", "Солнышко садиться", в
которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи
словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной
(мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять
соответствующие движения. Используя склонность детей к возможности
различных вариантов решения задач.
подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом
различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая
ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение
усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть
злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся
гамма самых разнообразных чувств. Театрализованная игра позволяет
ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые
он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей,
способствует развитию положительных эмоций, воображения, в
дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом
в самостоятельной игровой деятельности.
Средняя группа (дети 4-5 лет)
Ребёнок постепенно переходит:
- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;
- от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы процесс и

результат
- от игры в малой гpyппe сверстников, исполняющих аналогичные роли, к
игре в гpyппe из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны
(равноправие, подчинение, управление);
-на создание в игре-драматизации простого образа к воплощению
целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их
смена.
Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в
роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства,
использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театральноигровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации.
В работе с детьми используются:
- многоперсонажные игры - драматизации по текстам двух - трёх частных сказок о животных и волшебных сказок;
- игры - драматизации по рассказам по рассказам на различную тематику
- постановка спектакля по произведению.
Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и
импровизационного характера. Театрально - игровые этюды и упражнения
положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия,
ассоциативно - обратного мышления, воображения, памяти, внимания. В
ходе такого перевоплощения происходит совершенствование
эмоциональной сферы; дети мгновенно, в рамках заданного образа,
реагируют на смену музыкальных характеристик, подражают новым
героям. Импровизационность становится основой работой на этапе
обсуждения способов воплощения образов героев, и на этапе анализа
результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что
одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному.
Развивается режиссёрская игра.
Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации
задуманного,
действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.
Старшая группа (дети 5-6 лет)
•
Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения,
развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за
окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для
развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море,
песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее
настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок
руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо
побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять,
импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать
начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в
которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются
мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических
действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению
их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень

эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка
гораздо сильнее, чем результат.
Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению.
Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его
воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников
творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле,
партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию
творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра,
являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов,
практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается
особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие
психические процессы: восприятие, обратное мышление, воображение, внимание,
память и др.
Подготовительная группа (дети б-7 лет)
Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом
искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о
внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с
фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и
для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты,
костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и
театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники
уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их,
когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут
специальные игры - беседы, викторины. Например: "Как Лисёнок в театр ходил",
" Правила поведения в зрительном зале“ и др. Знакомство с различными видами
театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению
навыком их осмысления и эстетическому восприятию.
Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для
зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё
поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать
небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо,
стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая
интонацией особенности характера и настроения героя.
В подготовительной гpyппe важное место занимает не только подготовка и
проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения
содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе
с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются
характеристики действующий персонажам, анализируются средства
выразительности. Для выявления степени усвоения детьми материала можно
использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети
вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных
произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые
были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему
запоминанию и пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на
особенностях выразительных средств, даёт возможность вновь пережить

испытанные чувства.
В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется
придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые
условия:
- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской
настольной театрализованной игры;
- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими
созданию собственного замысла;
- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;
- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.
Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают
специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить
сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая
его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по
структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности
воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях,
фантазии при имитации движений.

1.8. Планируемые результаты освоения
программы.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошколъного
образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка.
От 3 до 4 лет:
Развитие общения, готовности к сотрудничеству.
- Проявляют умение взаимодействовать и ладить друг с
другом в непродолжительной совместной игре.
-Соблюдают в игре элементарные правила общения (договариваются,
уступают, соблюдают договоренности).
-Взаимодействуют и налаживают контакты друг с другом в
быту, в самостоятельных играх посредством речи.
-Проявляют эмоциональную отзывчивость, попытки пожалеть сверстника,
обнять его, помочь, заботливое отношение к окружающим.
-Умеют инициативно обращаться к знакомому взрослому или
сверстнику (с вопросом, просьбой, предложением и т.п.).
Формирование детско-взрослого сообщества.
-Формируются чувства принадлежности к сообществу детей и
взрослых в детском саду.

—
Имеют представления о себе как о члене коллектива,
демонстрируют чувство общности с другими детьми.
Проявляют дружеские взаимоотношения со сверстниками. От 5 до 6
лет:
Развитие общения, готовности к сотрудничеству.
—
Проявляют дружеские взаимоотношения; умеют сообща
играть, трудиться, заниматься; умеют самостоятельно находите
общие интересные занятия, проявляют желание помогать друг другу.
—
Проявляют уважительное отношение к окружающим, умеют
пользоваться разными формами вежливости (попросить прощения,
извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).
—
Демонстрируют такие качества, как сочувствие, отзывчивость,
внимательное отношение к окружающим (взрослым и сверстникам ',
умение проявлять заботу, с
благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
- Умеют решать спорные вопросы и улаживать конфликты с
помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
- Демонстрируют индивидуальные способности в системном мышлении.
Формировапие детско-взрослого сообщества.
—
Продолжает формироваться чувство принадлежности к
сообществу детей и взрослых в детском саду.
—
Имеют представления о себе как о члене коллектива,
демонстрируют чувство общности с детьми других возрастных
групп, принимают посильное участие в жизни дошкольного
учреждения.
—
Проявляют интерес к мероприятиям, которые проводятся в
детском саду, в том числе совместно с родителями (спектакли,
спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских
работ).
—
Проявляет интерес к детскому саду, к оформлению
групповой комнаты, зала к праздникам, поддерживает чистоту и
порядок в гpyппe.
От 6 до7 лет:
Развитие общения, готовности к сотрудничеству.
—

Демонстрируют умения самостоятельно объединяться для

совместных занятий (игры, труда, проектов и пр ) способность
совместно заниматься выбранным делом, договариваться, планировать,
обсуждать и реализовывать планы, проявляют организаторские
способности, инициативу.
—
Сформированы отношения, основанные на сотрудничестве и
взаимопомощи.
—
Проявляют доброжелательность, готовность выручить сверстника;
умение считаться с интересами и мнением товарищей, умение слушать
собеседника, не перебивать, спокойно отстаивать свое мнение,
справедливо решать споры.
—
Демонстрируют индивидуальные способности в системном мышлении.
Формирование детско-взрослого сообщества.
— Проявляют уважительное отношение и чувство принадлежности к
сообществу
детей и взрослых в детском саду, дружеские взаимоотношения в
коллективе.
- Проявляют интерес к общегрупповым (общесадовским) событиям и
проблемам, потребность к совместному обсуждению и самостоятельному
решению основных вопросов.
- Проявляют интерес к созданию развивающей среды дошкольного
учреждения (мини-музеев, выставок, библиотеки, конструкторских
мастерских и др.), к оформлению и обустройству группы, умеют
выделятв радующие глаз компоненты окружающей среды (окраска
стен, мебель, оформление участка
1.9.
Развивающее оцениванне качества образовательной
деятельности по
Программе
Оценивание качества образовательной деятельности представляет собой
важную составную часть данной образовательной деятельности,
направленную на ее усовершенствование
Концептуальные основания оценки качества образовательной
деятельности МБДОУ определяются требованиями Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО.
Для отслеживания динамики достижений детей два раза в год проводится
диагностика: первичная диагностика с целью выявления стартовых
условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре,
итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных
задач проводится в мае. Знания детей прослеживаются в форме итоговых
занятий предусматривающих ответы на вопросы и выполнение

практических заданий.
Kpиmepии наблюдение:
Высокий уровень - 5 баллов (ребенок выполняет все параметры оценки
самостоятельно).
Выше среднего - 4 балла (ребенок выполняет самостоятельно и с
частичной помощью педагога все параметры оценки).
Средний - 3 балла (ребенок выполняет все параметры оценки с
частичной помощью педагога).
Ниже среднего - 2 балла (ребенок с помощью педагога выполняет
некоторые параметры оценки)
Низкий уровень - 1 балл (ребенок не может выполнить все параметры
оценки, помощь взрослого не принимает. Требуется коррекционная
помощь специалиста.)
Рекомендации по описанию инструментария педагогической
диагностики.
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой
описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций
наблюдения, которые вы используете для определения уровня
сформированности у ребенка того или иного параметра оценки.
Следует отметить, что часто в период проведения педагогической
диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с
тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Эго возможно,
когда ребенок длительно отсутствовал в группе. Важно отметить, что
каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован
несколькими методами, с тем, чтобы достичь определенности точности.
Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку
нескольких параметров, в том числе из разных образовательных
областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной
организации.
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Фopмы проведения педагогической диагностики: индивидуальная;
подгрупповая; групповая.
Материалы для инструментария подбираются в соответствии с возрастными
психологическими особенностями детей.
Оценка индивидуального развития детей по программе представлена в
таблицах
(Прнложение А)

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Основные направления программы:
- Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового
поведения детей, формирование умения
общаться со
сверстниками
и взрослым людям в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к
перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения
фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
1.Ритмопластика. Включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные
обеспечить развитие естественных психомоторных способностей
дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с
окружающим миром, развитие свободы и выразительности
телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей,
ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и
координации
движений,
пластической
выразительности
и
музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
1.
Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры
и упражнения, направленные на совершенствование речевого
дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной
выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции,
артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать
интонационную выразительность речи (научиться пользоваться
разными интонациями), расширить обратный строй речи; игры и
упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
2.
Работа над спектаклем. Базируется на авторских сценариях
и включает в себя темы «Знакомство с текстом» (совместное чтение) и
«От этюдов к спектаклю» (выбор инсценировки и обсуждение ее с
детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с
импровизированным текстом; поиски музыкально- пластического
решения отдельных эпизодов; создание декораций; репетиции
отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля;
обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко

привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке
декораций, костюмов, атрибутов).
Работа над разделами программы продолжается в процессе всего
обучения детей.
Содержание разделов в зависимости от этапа обучения расширяется,
углубляется.
Результатом работы являются спектакли и театрализованные
праздники, в которых принимают участие все без исключения дети вне
зависимости от уровня их подготовки.
2.2.Технологии образовательной деятельности по реализации
парциальной образовательной программы.
Реализация программы начинается в младшей группе детского сада как
вариативная часть основной образовательной программы
дошкольного образования.
Педагогические технологии.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является
позиция ребенка в образовательной деятельности, отношение к ребенку со
стороны взрослых.
Личностно-ориентировпнные технологии
Цель личностно-ориентированного подхода состоит в создании
системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с
каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных
познавательных возможностей, потребностей и интересов. Личностноориентированная технология - это такая воспитательная система, где
ребенок является высшей ценностью и ставится в центр
воспитательного процесса. Иными словами, личностно-ориентированное
воспитание — это организация воспитательного процесса на основе
глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его
индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному,
полноправному участнику воспитательного процесса.
В результате этой технологии у детей стабильно повышается качество
умений и навыков по коммуникативному воспитанию, одновременно
ребенок развивается как всесторонняя личность.
Технология uгpoвoгo обучения.
Цель использования игровых технологий - повышение уровня
познавательных и творческих способностей; формирование базиса
личностной культуры. В результате игровых технологий у детей
формируются коммуникативные умения и навык грамотного,

нравственного поведения в обществе.
Информационно-коммунинативные технологии.
Они помогают в игровой форме изучить необходимый материал,
способствуют повышению познавательного интереса, активизируют
мыслительную деятельность детей, мотивируют детей к действию,
обеспечивают прочность усвоения знаний дошкольника.
Использование современных информационно-коммуникативных
технологий в образовательном процессе дошкольников целесообразно.
Это позволяет за незначительное время, отведённое для
непосредственно образовательной деятельности, охватить материал
шире, представить его интереснее и актуальнее. К тому же
мультипликационные и видео материалы воспринимаются детьми с
удовольствием, усвоение знаний происходит в непринуждённой форме.
Технология npoeкmнoгo обучения.
Ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного
планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических
заданий-— проектов. Метод проектов предполагает определенную
совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых,
которые позволяют решить ту или иную проблему в результате
самостоятельных познавательных действий и предполагающих
презентацию этих результатов в виде конкретного продукта
деятельности.
Опытно-эвспериментальная деятелъностъ.
Особый вид интеллектуально — творческой деятельности,
порождённый в результате функционирования механизмов
поисковой активности и строящейся на базе исследовательского
поведения.
Интерактивные технологии.
Они помогают более тесно взаимодействовать с семьей. Используя
такие технологии можно снимать видеоролики, из которых
совместно с детьми составлять фильмы и предоставлять родителям
как отчет о проделанной работе, а так же включать родителей в
создание таких фильмов.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных
связей по образовательным областям:
Социтльно-коммуникативное развитие.
-формирование положительных взаимоотношений между детьми в
процессе совместной деятельности;
-воспитание культуры познания взрослых и детей;
-воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с
нормами и правилами жизни в обществе;
-развитие эмоций.
Познавательное развитие.

-развитие разносторонних представлений о действительности;
-наблюдение за явлениями природы, поведением животных;
-обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игpoй для
развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной
инициативы;
-развитие памяти, предвосхищающего воображения,
обучение умению
планировать свои действия для
достижения результата.
Речевое развитие.

-содействие развитию монологической и диалогической речи;
-обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов,
синонимов,
антонимов;
-овладение выразительными средствами общения.
Художественно-эстетическое развитие.
приобщение к высокохудожественной литературе;
развитие таких форм воображения, в основе которых лежит
интерпретация литературного образа;
-приобщение к совместной дизайн - деятельности по моделированию
элементов костюма, декораций, атрибутов;
-создание выразительного художественного образа;
-развитие пространственного воображения как основы проектного
мышления, творческого замысла, прогнозирование результата;
-организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных
композиций;
-обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов

Физическое развитие:
-согласование действий и сопровождающей их речи;
-развитие умения воплощать в творческое движении настроение,
характер, и процесс развития образа;
-поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах,
выразительного исполнения основных видов движений.
Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать
собственное мнение, отличное от мнения других.
Организация образовательного npouecca предусматривает:
- НОД
- Беседы, игры.
- Чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной
литературы.
- Артикуляционные гимнастики.
- Обыгрывание сюжетов.
-Экскурсии

- Изготовление атрибутов, костюмов, кукол и т.д.
Постановка спектаклей, в которых участвуют сотрудники детского сада,
старшие дошкольники, их родители и т.д.
2.3.Перспективное планирование Программы (Приложение Б).
4.1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями
Реализация данной программы осуществляется во взаимодействии с семьями
воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов.
Самые главные ценители театральных постановок, восторженные
почитатели талантов маленьких актеров - это их родители.
Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада
театрализованная деятельность будет успешной. ДОУ должно быть
открытой системой — родители должны иметь возможность прийти на
занятий, чтобы понаблюдать за своим ребенком. А педагоги должны
быть готовы к позитивному взаимодействию, оказывая им
необходимую консультативную помощь.
В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего
озабочен процессом воспитания, а не обучения, А воспитание детей включает
и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и
терпения.
Задачи взаимодействия с семьей:
— Способствовать повышению педагогической культуры родителей в
области развитие коммуникативных умений и навыков через
театрализованную игру;
- Формировать систему знаний о проблемах совремѐнности в развитии
коммуникативных умений и пути их разрешения;
- Развивать стремления к активной деятельности по оформлению
предметно пространственной среды в гpyппe.
Основные формы работы с родителями:
- Беседа — консультация (о способах развития способностей и преодоления
проблем конкретного ребенка)
- Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)
- Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки
спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение
вместе»)
- Творческое мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом,
совместно подготавливают материал для досугов детей)
- Анкетирование
- Совместные спектакли

- Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)
- Дни открытых дверей
- Совместные литературные вечера
Формы театрализованной деятельности:
- Спектакли с участием родителей.
- Театральные праздники для детей разного возраста и разных
возможностей (совместная организация педагогов разных структурных
подразделений детского сада).
- Семейные конкурсы, викторины.
- День открытых дверей для родителей.
- Мастер-классы и семинары-практикумы «Театральная мастерская».
- Консультации для родителей.
Помимо всего выше перечисленного, родители привлекаются к
изготовлению
костюмов, декораций, атрибутов, афиш, помогают в
выборе пьес для инсценировок.
4.2. Использование других социальных ресурсов
Детский сад при реализации парциальной программы
различные ресурсы экскурсии: в поселковый музей,
Библиотека, школа N. 10

использует
поселковая

4.3. Коррекционный раздел/инклюзивное образован не с детьми OB3.
Коррекционная работа и инклюзивное образование в ДОУ соответствует
ФГОС ДО и направлена на:
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с
OB3, оказанием им квалифицированной помощи в освоении Программы;
освоение детьми с OB3 Программы, их разностороннее развитие с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных
потребностей, социальной адаптации.
Целью Программы является проектирование социальной ситуации
развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и
развивающей предметно— пространственной среды, обеспечивающих
позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности
ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с
OB3), в том числе с инвалидностью, - воспитанника с тяжёлыми
нарушениями речи. (Работа ведется в соответствии с AOOП ДОУ)
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация предметно пространственной среды по
театрализованной деятельности в ДОУ.
Данная программа реализуется на базе ДОУ и носит системный характер по
взаимодействию детей в театрализованной деятельности.

В группах детского сада организованы уголки для театрализованных
представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с
пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и
кубиков, костюмов, на рукавичках.
В уголке располагаются
- различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный,
театр на фланепеграфе и др.;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол,
ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов,
маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит,
грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, кнИFи, образцы
музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса,
билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям
возможность не только изучать и познавать окружающий мир через
постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от
занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.
Перечень основных средств обучения.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

. Телевизор (просмотр телепередач с родителями)
Ноутбук
Видеоматериалы (записи сказок, спектаклей на компакт-дисках)
Музыкальный зал
Звуковая аппаратура, микрофоны, музыкальный центр
Декорации
Театральные костюмы
Маски
Мягкие игрушки
Ширма
Фотографии, картинки, иллюстрации.
Атрибуты к играм.
Художественная литература.
Дидактические игры.

При проектировании предметно — пространственной среды, обеспечивающей
театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
- индивидуальные и социально — психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально — личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;‘
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.

«Цeнmp Teampa»
1.
Настольный театр игрушек.
2.
Детские костюмы для спектаклей.
3.
Взрослые костюмы для спектаклей.
4.
Элементы костюмов для детей и взрослых.
5.
Атрибуты для занятий и для спектаклей.
6.
Ширма для кукольного театра.
7.
Музыкальный центр, видеоаппаратура
8.
Медиотека (аудио - и CD диски).
9.
Декорации к
спектаклям 10.
Методическая
литература.
3.2. Объем образовательной нагрузки.
Программа «Чудеса театра» рассчитана на 4 года обучения детей
дошкольного возраста 3-7 лет. Программа реализуется через посещение
театральных занятий во второй половине дня. Занятия проводятся вне
основной образовательной деятельности 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия:
Группа

Количество занятий

Длнтельность

Младшая

1 занятие в неделю

15 минут

Средняя

1 занятие в неделю

15-20 минут

Старшая

1 занятие в неделю

20 -25минут

Подготовительная

1 занятие в неделю

25—30 минут

Занятия проводятся с сентября по май месяц включительно.
3.3. Формы работы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
Игры драматизации.
Упражнения эмоционального развития детей.
Артикуляционная гимнастика
Чистоговорки и скороговорки
Гlластические этюды
Мимические этюды
Загадки (с использованием зонта сказочных воспоминаний)
Упражнения на воображение
Упражнения на напряжение и расслабление мышц
Упражнения на имитацию движений
Упражнения на активизацию словарного запаса
Упражнения на интонационную выразительность
Упражнения на формирование разговорной речи

15. Упражнения на отбивание ритма
16. Упражнения на речевое дыхание
17. Игры со словами и без слов
18. Хороводные игры
19. Подвижные игры с героями
20. Обыгрывание эпизодов
21. Инсценирование сказок, потешек, стихов
22. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации —
жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
23. Личный пример.
3.4. Направления работы с детьми
Театрально-игровая деятельность.
(Театральная игра. Игры - превращения. Театральные этюды)
Задачи:
- Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по
площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему.
- Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные
группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное
слуховое внимание, память, наблюдательность, обратное мышление,
фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Для того чтобы движение доставляло удовольствие исполнителю и
нравилось зрителям, нужно научить детей владеть своим телом (произвольно
напрягать и расслаблять мышцы). Этому помогут игры — превращения. Они
должны научить детей выразительности, оживлять фантазию и воображение,
без которых не обойдется ни одно движение маленького актера.
Упражнения: «Деревянные
и
тряпичные куклы»,
«Цветочек»,
«Маятник», «Паровозики», «Незнайка»,
«Крылья самолета и
мягкая
подушка», «Мельница», «Кузнечик», «Лисичка подслушивает»,
«Танец розы», «Игра с платком», «Отгадай, кто мы», «У зеркала (ролевая
гимнастика)».
Театральные
этюды
должны
развивать детское
воображение,
обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных
черт характера.
Зтюды:«Был у зайца дом как дом», «Капуста», «Кошка», «Жадный
пес»,
«Умываемся», «Самолет», «Кошки — мышки», «Мишка косолапый»,
«Звонкий день», «После дождя», «Игра в лесу», «Лошадки».
Правнла драматизации в театрализованных играх:
Правило индивидуальность. Драматизации — это не просто пересказ сказки,
в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети

переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж
свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет
совсем не похож на героя. сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же
ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психо-гимнастических упражнений на изображение эмоций,
черт характера, обсуждение и ответы на вопросы являются необходимой
подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не
хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками
спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут
помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать
настроение главных героев.
Пacuлo свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она
повторяется (но это будет каждый раз другая сказка — см. правило
индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли,
которые он хочет.
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной
роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием с детьми
обсуждается,
«проговаривается» каждая роль. В этом помогают вопросы детям: что ты
хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что
чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать? и
т.д.
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее
обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение,
чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в
игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему? Чем тебя привлекает этот
персонах? Каким ты видишь его? и т.д.
Правило мудрого рувоводителя. Соблюдение и сопровождение педагогом
всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к
каждому ребенку.
Атрибутика к драматизациям.
Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям
погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их
характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких
артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета.
Атрибутика не должна быть сложной, дети иногда изготавливают ее сами, или
используем тапочки-маски. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в

процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние
неоднократно меняется (страх, веселье, удивление, злость и т.д.)

героев

При создании маски важным оказывается не портретное сходство ее с
персонажем (насколько точно, например, нарисовал пятачок), а пepeдaчa
настроения героя и нашего отношения к нему.
Ритмопластнка
Задачи:
- Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный
сигнал, готовность действовать согласовано.
- Развивать координацию движения.
- Учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
На театральных занятиях дети не просто учатся двигаться, действовать с теми
или иными предметами. Они пробуют раскрыть тот или иной образ
различными театральными приемами: местами, мимикой, пластикой тела.
Задача раздела: развивать двигательную способность. Моторику разных
частей тела, координацию движений.
Упражнения:
а) для рук — «Звонкие ладошки», «Ловлю комариков», «Тарелки», «Главные
руки»
ИТ.Д.
6) на развитие пластической выразительности при создании образа —
«Пройди по камушкам через ручей», «Расскажи сказку жестом», «Подкрадись
к спящему зверю (зайцу, медведю, волку)», «От лица различных
персонажей поймай бабочку (муху)»,
«Изобрази прогулку семейства трех медведей».
При выполнении данных упражнений важно внимательно следить за тем,
чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и
стремилась разнообразить свои движения, мимику.
в) на развитие выразительной мимики — «Соленый чай», «Ем лимон»,
«Сердитый дедушка», «Лампочка потухла, зажглась», «Тепло —
холодно», «Грязная бумажка»,
«Обиделись», «Мне грустно», «Испугались забияку», «Удивились», «Мне
грустно», «Ячищу зубы», «Не сердись!», «Восторг», «Артисты пантомимы».
г) «Расскажи стихи руками» - «Ученые мартышки», «Смелый капитан»,
«Радость», «Мы —шоферы»,
«Футболисты—проказники» «Любимые
куклы»,
«Мамины помощники», «Вкусный арбуз», «На
.пляже», «Веселый оркестр»,
«Я все умею», «Рыбка плавала в пруду»,
«Сосулька», «Паучок — ткач», «Дождевые червячки».
д) игры на пластику (ритмические упражнения) — «Я на скрипочке играю»,

«Шла коза по лесу», «Как у наших у ворот», «Дети по лесу гуляли», «Я
иду, поднимая ножки»
Художественно-речевая деятельность
(Культура и техника речи)
Задачи:
- Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию,
разнообразную интонацию логику речи.
- Учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие
рифмы,
- Произносить скороговорки и стихи.
- Пополнять словарный запас.
Работа над текстом:
- вспоминание и последовательное рассказывание сказки
- пересказ сказки по сюжетным картинкам.
- чтение сказки
- беседа по содержанию;
- рисование;
- рассказывание сказки по ролям;

Развитие интонационной выразительности речи
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у
ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.
Для развития выразительности речи просто необходимо создание условий,
в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания,
взгляды публично, не стесняясь слушателей. Огромную роль в этом играют
упражнения по технике речи. Они дают возможность разработать речевой
аппарат, приобрести навыки правильного словообразования, позволяют
услышать и полюбить красоту звучащего слова.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая
культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем,
ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно
изъясняться.
Примерный литературный материал для выразительного чтения и
обыгрывания
—
—

И.Токмакова: «Ели», «Снеговик», «Гусеница»
А.Барто: «Бычок», «Зайка», «Котенок», «Мишка», «Машина»

—
С.Насауленко: «Лошадка», «Курочка и петушок», «Бегемотик»
—
Г.сапгир: «Крокодил и Петух»
—
В.Берестов: «Дракон», «Воробушки», «Снегопад», «Гололедица»,
«Котенок»
—
И.Лопухина: «Пять маленьких мышек»
—
Р.Сеф: «Я мою руки»
—
Н.Матвеева: «Прогулка»
—
В.Медведева: «У меня кругом друзья»
—
И.Мазнин: «Утренние стихи»
—
Д.Хармс: «Удивительная кошка», «Лиса и Заяц»
—
Н.Саконская: «Где мой пальчик»
—
В.Викторов: «Я зверей и птиц люблю»
—
А.Дуйсенбиев: «Хозяйка»
Шутки— малютки:
«Новые
штаны», «Исполнительные дети»,
«За столом», «Самостоятельность» Е.Захарченко
Произнесение отдельных фраз с различной интонацией: радостно, удивленно,
обиженно,
сердито,
жестоко.
Иронично.
Насмешливо,
грубо,
вопросительно, капризно и т.д.
Различные скороговорки для развития дикции: «Вез корабль карамель»,
«Курочка по зернышкам», «Маша шяа, шла, шла» и т.д.
Выразительная декламация стихотворений:
Л.Шевченко: «О котах и кошках расскажу немножко», «У реки», «Времена
года», «В гостях у Кати» и др.
Следует обратить внимание педагогов на вариативность использования
литературного материала и его взаимозаменяемости по усмотрению
взрослого.

Представления — спектакли
Pабomа над спектаклем. Разыгрывание сказок.
Задачи:
- Учить сочинять этюды по сказкам.
- Развивать навыки действий с воображаемыми предметам.
- Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразые
эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно,
восхищённо, жалобно и т.д.).
Логическим завершением целого ряда действий детей и педагога в области
театрализации и одной из важнейших форм театрализованной деятельности
являются спектакли, так как они сочетают в себе и зрелищную, и активную
исполнительскую функции.

Атмосфера театрально-игровой деятельности, подготовка к спектаклю,
работа над ролью, где ребенок может чувствовать себя в совершенно ином
качестве, чем в реальной жизни, коллективность переживаний перед
театрализованным действием, ответственность, возможность самореализации
— все это благотворно влияет на детей.
Участие в спектакле позволяет ребенку проявить свои способности в
разных видах художественной деятельности. Положительное влияние
театральной деятельности на детей особенно проявляется, если при
распределении ропей и работе над ними действует принцип «прояви себя».
Ребенку с заниженной самооценкой, робкому, не уверенному в своих силах
дается роль смелого и решительного героя, а хвастливому и заносчивому
предлагается роль, прямо противоположная по качественным проявлениям.
В таких спектаклях дети часто раскрываются совершенно неожиданно,
поскольку на сцене воображаемая, а не реальная ситуация, и ребенок не
боится проявить себя в ином качестве. В этом механизме сопереживания и
лежит психологическое воздействие искусства.
Сказка - одна из самых древних распространенных форм драматического
исполнения. У всех детство начинается со сказки, так что трудно
переоценить их значение. Сказки, кукольные спектакли пользуются у детей
неизменной любовью. Они с удовольствием включаются в происходящее на
сцене действие и как актеры- исполнители, и как зрители. Поэтому
сказочные спектакли можно использовать как чудесный ключик, который
открывает дверцу в окружающий ребенка волшебный мир красок, образов,
звуков.
Тематика и содержание сказочных спектаклей имеют нравственную
направленность. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость.
Любимые герои становятся образцами для подражания. Играя роль, ребенок
добровольно принимает и присваивает свойственные им черты. Так
формируется умение поступать в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами. И вот здесь взрослый должен обязательно выявить
и подчеркнуть положительные качества персонажей сказки и осудить
отрицательные.
Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В
творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее.
Театрализация сказки позволяет формировать опыт социальных навыков
поведения. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает
свое отношение к добру и злу.
Сценарии спектаклей — сказок нужно тщательно продумывать, учитывая
возрастные и личностные особенности детей. Огромную роль здесь играет
музыкальное сопровождение, атрибуты и декорации, которые превращают
обыкновенный зал в чудесную сказку. Следует стремиться к тому, чтобы

каждый ребенок захотел попробовать свои силы, продемонстрировать свои
таланты, а они, несомненно, есть и должны развиваться.
План работы над сказкой для постановки спектакля
1.
—
—
—

Чтение сказки.
показ музыкльных номерoв.
беседа по содержанию.
2.

—
—

Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки.
Чтение сказки по ролям.
3.

—
—
4.
—
1)
2)
3)
5.

Работа с ведущим ребенком.
Знакомство со вступлением.
Работа с артистами:
выразительное чтение;
игровые движения;
мимика.

—
Индивидуальная работа по ролям с
фонограммой.
6.
—
Объединенная репетиция для всех участников спектакля.
—
Закрепление.
7.
—

Генеральная репетиция.
8.

—

Премьера.

3.5.Психолого-педагогические условия
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических
условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его
возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
Личностно-порождаюшее взаимодействие взрослых с детьми,
предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку
предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и
жизненных навыков.
Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели
детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений
ребенка, стимулирование самооценки.

Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
Создание развивающей образовательной среды, способствующей
физическому, социально-коммуникативному, познавательному,
речевому, художественно- эстетическому развитию ребенка и
сохранению его индивидуальности.
Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей. готовый образец) и
продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то
есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской
исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных,
подвижных и статичных
форм активности.
Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка
дошкольного возраста.
Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие
профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной
компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения
правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание
сетевого взаимодействия.
3.6.Материально-техническое обеспечение Программы
В ДОУ созданы необходимые условия реализации Программы, которые:
- обеспечивают полноценное развитие личности воспитанников во всех
основных образовательных областях, а именно: в сферах социальнокоммуникативного, познавательного, речевого, художествецноэстетического и физического развития личности воспитанников на фоне
их эмоционального благополучия и положительного отношения к
животному, растительному и окружающему миру, к себе и к другим
людям;
- направлены на создание социальной ситуации развития для участников
образовательных отношений, включая создание образовательной среды,
которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья
воспитанников;
- обеспечивает эмоциональное бпагополучие воспитанников;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законные представителей)
в образовательной деятельности.
Здание ДОУ типовое с централизованным водоснабжением, отоплением,
канализацией. На территории имеются участки для игр воспитанников,
оснащенные теневыми навесами, песочницами и игровым оборудованием. Участки
детского сада обнесены металлическим ограждением. На территории детского сада

разбиты газоны, цветочные клумбы. Территория вокруг здания, освещена.
В ДОУ созданы условия для эмоционального и психофизического благополучия
воспитанников, развития творческих способностей и оздоровления: актовый зал с
достаточным количеством наглядного, дидактического и спортивного
оборудования обеспечивают полноценное развитие воспитанников по данным
направлениях; логопедический кабинет; методический кабинет, обеспеченный
методической и детской художественной литературой, наглядными пособиями,
демонстрационным материалом, играми.
В ДОУ созданы материально-технические, информационные, научнометодические условия для реализации Программы. В соответствии с ФГОС ДО,
материально- техническое обеспечение программы включает в себя учебнометqдический комплект, оборудование, оснащение (предметы). При этом MKOУ
самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические,
соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное,
оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации
Программы.
4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАHHЫХ ИСТОЧНИKOB
1.
Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до
спектакля:» - CП6., 2002.
2.
Карманенко. Т.Н Кукольный театр в детском саду, - М., 1995.
3.
Маханева. М.Д. Театрализованные занятия в детском
саду/Пособие для работников дошкольных учреждений, - М.,
Творческий Центр, 2004.
4.
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
5.
Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в
4crcкoм
саду. М., 2000.
6.
Полная хрестоматия для дошкольников/1 и 2 часть, — М., 201 i г.
7.
Расскажи мне сказку/Составитель Э.И. Иванова, - М., Просвещение,
1983.
8.
Сказки/Составитель З.П. Петрушина, - Минск, 1986.
9.
Сорокиной Н.Ф. и Миланович Л.Г., «Играем в кукольный театр:
Программа
«Театр — Творчество — Дети»: Пособие для воспитателей, педагогов
дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов.
Рекомендованно Министерством образования РФ. М.: АРКТИ 2002.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».