04.10.2023
Беседы:
«Моя дружная семья»
Цель: формировать представление детей
о составе своей семьи.
Задачи:
Развивать чувство любви к своим близким.
Учиться правильно называть членов семьи.
Закрепить понятие «семья», внук, внучка, сын, дочка.
Развивать внимание, память, мышление.
Закрепить знания геометрических фигур.
Материал: Картинки с изображением
мамы, папы, бабушки, дедушки и нескольких детей. Фото семьи (одна сторона
грустные, другая веселые). Коробка с предметами (помада, сковородка, пила,
отвертка, бусы, погремушка, книга и т.д). Кубики геометрические фигуры для
домика (квадрат, треугольники), игрушка солнышко.
Ход занятия.
В:Утром встали малыши, В детский садик свой
пришли.
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь, друзья!
Дети - здороваются
В: Ребята, а кто вас утром разбудил, говорил
вам добрые слова, провожал в садик?
Д: Мама
Воспитатель приглашает ребенка выбрать из
нескольких картинок маму и закрепить на доске.
В: А как зовут ваших мам?
Д: ответы детей……( Света, Лена и т.д)
В: А какая ваша мама?
Д: добрая, ласковая, милая ….
В:Кто милее всех на свете? Кого любят очень
дети? На вопрос ответим прямо:
Всех милее это ….
Д: Мама.
В: Рядом с мамой есть сильный, добрый
человек. Это кто?
Д: Папа
Воспитатель приглашает ребенка выбрать из
нескольких картинок папу и закрепить на доске.
В: А как зовут ваших пап?
Д: Ответы детей…….(Саша, Слава и т.д)
В: А какие ваши папы?
Д: Ответы детей…….(добрые, смелые,
высокие….)
В: Он научит гвоздь забить И
подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым? Все вы
знаете ребята
Это ваш любимый ….(папа)
В: А кто вы вашим мамам и папам?
Д: Дочки сыночки.
В: А у ваших родителей есть еще дети?
Д: Ответы да.
В: Они вам кто?
Д: Сестренки и братишки.
Воспитатель приглашает ребенка выбрать из
нескольких картинок мальчика и девочку и закрепить на доске.
В: А какие они?
Д...маленькие, шустрые, большие, школьники…
В:Ваши родители молодые, а кто у вас есть
постарше, мамы и папы ваших мам и пап,….., с седыми волосами? Как их зовут,
какие они?
Д: Бабушки и дедушки
Воспитатель приглашает ребенка выбрать из
нескольких картинок мальчика и девочку и закрепить на доске.
В: Кто вы для бабушки и дедушки? (внук или
внучка).
В: Ребята, а кто еще живет у вас в квартире?
Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?»
Кто живет у нас в квартире? 1-2-3-4
(маршируют)
Будем мы сейчас считать1-2-3-4-5
(хлопают)
Мама, папа, брат, сестра,
(пружинка)
Самый главный- это я
(показывают на себя)
В: На доске у нас получилась большая
семья. А кто живет в твоей семь? А в твоей?
Д: Ответы детей.
В: Вот еще одна семья(показывает семью с
грустными лицами). А какие они?
Д: грустные.
В: Плохое настроение у нас в семье с утра,
Поэтому в семье у нас не ладятся дела.
У дедушки у нашего весь день болит
спина
У бабушки у старенькой кружится голова
Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг
попал
У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал.
Давайте будем их мирить, семью свою нужно
любить.
Игра потеряшка.
Ребята, я поняла, в этой семье нужно помочь
разложить вещи.
В коробке вещи: молоток, отвертка, помада,
бусы, пила, книга, погремушки (игрушки).
Дети достают по одному предметы и говорят,
кто это оставил не на своем месте.
В: Смотрите, все улыбаются. Коробка пустая.
А сейчас давайте напомним какие добрые слова
приятно слышать всем.
Игра «Солнышко»
В: Ребята у нас есть игрушка солнышко,
Солнышко теплое, оно греет ласково своими лучиками. И мы с вами назовем
ласковые, добрые слова, которые вы слышите и говорите в семье.
Наводящие вопросы:
В: Когда мама обнимает вас, она, какая?
Д: Ласковая, добрая, нежная. (Передают
солнышко друг другу)
В: Когда Бабушка улыбается, она какая?
Д: Веселая.
В: Когда папа несет тяжелые сумки, он?
Д: Сильный.
В: Когда дедушка ремонтирует вам игрушку, он
какой?
Д: Заботливый, умный.
В: Ребята, а теперь давайте сделаем домики
для этой семьи. У них будут свои комнаты, где они наведут порядок.
В: Из чего можно сделать?
Д: Из кубиков,
В: Из каких геометрических фигур мы будем
делать домик?
Д: Квадрат и треугольник.
В: Как вы думаете, крышу из какой фигуры
сделаем?
Д: Треугольник.
В: А домик из какой фигуры сделаем?
Д: Из квадрата. (Делают домики из кубиков)
В: Ребята, у вас получились красивые, светлые
домики. Семья очень довольна.
Рефлексия.
В: Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили?
Д: О семье, маме, папе, детях.
В: Кому помогали? Д:Ответы.
В: Ты кто своей маме? Кто ты своей бабушке?
И т.д.
В: Какие добрые и ласковые слова
проговаривали передавая солнышко? (Ответы детей).
В: Вечером за вами придут папы, мамы или
бабушки и дедушки, обязательно скажите им добрые слова.
Беседа «О бабушке и
дедушке»,
Педагог: Ребята, посмотрите какой у меня интересный
цветок.
Цветок наш зовётся
«Родная семья»
Сестрёнка – цветочек,
Лист – брат, это я.
Папа и мама –
У нас стебельки,
Дедуля с бабулей –
В семье корешки.
Цветок наш красуется
В зелени луга.
Все в нашей семье
Очень любят друг друга.
Ребята, у всех вас есть семья, самые близкие
люди, которые любят вас и заботятся о вас. Так что же такое «семья»?
Дети: Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
Педагог: Правильно, ребята. А сейчас я вам загадаю загадки, а
вы постарайтесь их отгадать. Кто
загадки отгадает, Тот своих родных узнает.
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестрёнку или брата,
А узнать вам деда с
бабой –
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем
живёте.
Даже дядя или тётя,
Непременно вам друзья.
Вместе вы – одна …
Дети: Семья.
Педагог: А вот еще одна загадка.
- Без чего на белом свете
Кто поддержит вас,
друзья?
Ваша дружная …
Дети: Семья.
Педагог: Молодцы! Ребята, у вас у каждого
есть мама и папа. А ведь у мамы и папы тоже есть мама и папа. Это ваши бабушки
и дедушки.
Женя, (Маша, Даша, Саша) как зовут твою
бабушку? А как зовут твою другую бабушку? Как зовут твоего дедушку? А как зовут
твоего другого дедушку?
Ответы детей.
Педагог: Молодцы! Вы знаете, как зовут ваших бабушек и дедушек. А сейчас я
предлагаю вам немного отдохнуть.
Пальчиковая гимнастика
«Ладушки, ладушки, где были? У бабушки»
Ладушки, ладушки, где были? У бабушки.
А у бабушки ладони все в морщинах собраны. (Ладони вверх)
А у бабушки ладони добрые-предобрые.
(Гладить ладони)
Всё работали ладони долгими годами.
(Постучать кулаком по ладони)
Пахнут добрые ладони щами, пирогами.
(Поднести ладони к лицу и
понюхать)
По кудрям тебя погладят добрые ладони. (Погладить
себя)
И с любой печалью сладят добрые ладони. (Поднести
ладони к лицу и
подуть)
Ладушки, ладушки, где были? У бабушки.
Педагог: Вот какая у нас бабушка. Ребята, а вы любите свою бабушку?
Дети: Да.
Педагог: А за что вы любите свою бабушку? Что умеет делать бабушка?
Дети: Моя бабушка самая добрая. Она вяжет,
печёт пирожки, варит вкусные компоты, часто гуляет со мной, забирает меня из
садика, угощает сладостями, читает мне сказки, любит меня, заботиться обо мне…
Педагог: Очень хорошие у вас бабушки. Добрые,
и вы их очень любите. А дедушку, вы тоже любите?
Дети: Да.
Педагог: А что умеет делать дедушка?
Дети: Дедушка помогает бабушке, чинит
сломанные вещи, что-нибудь мастерит, заботится обо всех, гуляет со мной, читает
мне книжки, играет со мной.
Педагог: Ребята, я поняла, что вы все очень
любите своих родных. В семье все друг друга называют ласково. Вот сейчас мы
узнаем, как можно ласково назвать.
Игра «Назови ласково»
Педагог: Ребята, я буду называть первое
слово, а вы должны продолжить.
Дочь – доченька, дочурка, дочечка.
Сын – сынок, сыночек, сынуля.
Папа – папочка, папуля.
Мама – мамочка, мамуля.
Бабушка – бабулечка, бабуля.
Дедушка – дедуля.
Сестра – сестричка, сестрёнка.
Брат – братишка.
Педагог: Очень ласковые слова вы подобрали
для своих родных. Маша, а как твоя мама называет бабушку?
Дети: Мама.
Педагог: А как мама называет дедушку?
Дети: Папа.
Педагог: Правильно. Значит, кто твоя мама для
бабушки и дедушки?
Дети: Дочка.
Педагог: Саша, а как твой папа называет
бабушку?
Дети: Мама.
Педагог: А как он называет дедушку?
Дети: Папа.
Педагог: Так кто же твой папа для бабушки и
дедушки?
Дети: Сын.
Педагог: Правильно. Значит, дедушка и бабушка
в вашей семье самые старшие, главные. У вас у всех очень большие, дружные
семьи. Мы уже говорили, что в семье все любят друг друга, заботятся друг о
друге, помогают друг другу.
Знаю я, что у меня очень дружная семья:
Это – мама, это – я, это – бабушка моя.
Это – папа, это – дед, и у нас разлада нет.
А сейчас, я предлагаю вам из картинок
собрать семью.
Игра «Составь семью»
Дети из картинок
составляют семью.
Педагог: Ребята, вы прекрасно справились с заданием. И у вас получились очень
большие семьи. А теперь давайте вспомним, из кого же состоит семья?
Дети: Бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра и я.
Педагог: А кто же главный в семье? Кто самый старший?
Дети: Дедушка и бабушка.
Педагог: Ребята, давайте вспомним стихи о бабушке и дедушке.
Дети:
- Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём
равняться!
- Нету бабушки чудесней.
Хорошо с тобою вместе
И смеяться, и играть,
Сказку на ночь почитать.
Может ты сама из сказки?
Даришь мир, тепло и
ласку.
Будь всегда – всегда
весёлой
И счастливой, и
здоровой.
Педагог: Спасибо, ребята, за такие добрые
стихи. Вы очень любите своих дедушек и бабушек. А сейчас я предлагаю вам
нарисовать рисунки для своих бабушек и дедушек, а когда вы придёте домой, то
подарите им свои рисунки.
Дети рисуют.
Дид.игры
Мамаи
малыш
Дидактическая игра «Мамы и малыши»
(Парные картинки).
Задачи:
· Учить
детей называть и различать домашних животных , взрослых и детёнышей .
· Упражнять
детей в составлении 3-4 словных предложений.
· Упражнять
в умении сравнивать и обобщать по величине
Правило: 3-и игрока +
воспитатель.
Ходим по очереди и
передаём игрушку по просьбе воспитатель . Возьмёшь картину , когда расскажешь
про них ( т.е. мама и детёныша).Выиграем тогда , когда поможем маме найти
детёнышей.
Ход игры:
К нам пришли мамы,
просят найти детёнышей . В центре стола картинками в верх разложены карточки с
изображением мам. Рядом картинками вниз маленькие карточки с изображением
детёнышей . Воспитатель даёт образец игры. Воспитатель берёт большую карту с
изображением мамы кошки и говорит : « Это большая мама кошка , найду ей
котёнка». Воспитатель берёт маленькую карточку и переворачивает , если попадает
котёнок , то говорит : «Ой , это маленький котёнок». Если попадает не котёнок ,
он говорит «Это ребята котёнок? Давайте будем искать котёнка дальше» . Переход
другому ребёнку , теперь другой ребёнок берёт большую карту « Это большая мама
собака» . Игра продолжается то тех пор , пока не закончатся картинки .
Атрибуты: Большие
картинки с изображением животных и маленькие картинки с детёнышами .
Результаты: Мы помогли
мамам найти деток .
«Как зовут членов семьи».
Цель: создать условия для закрепления умений
у детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь;
воспитывать любовь к своей семье.
Ход игры
Дети стоят в кругу и по очереди называют
членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом
Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка
Павел».
«Мое имя».
Цель: закреплять умение детей четко называть
свое имя.
Материал: мяч.
Ход игры
Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч
и называют свое имя.
«Маленькие
помощники».
Цель: подводить детей к пониманию, что нужно
помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей
помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.
Материал: ящик, мишка.
Ход игры
К детям «пришел расстроенный мишка». Он
«поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А
теперь не знает, как помириться с мамой.
Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на
родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы
помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы
сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился
помогать своей маме и не забывал об этом.
Дети по очереди рассказывают о том, как они
помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы
кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и
возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.
«Ласковое слово».
Цель: создать условия для умения у детей
называть слова ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную
речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.
Материал: мяч.
Ход игры
Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает
назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка
т.д.
«Комплименты».
Цель: создать условия для умения детей
говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать
дружелюбие.
Ход игры
Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала
воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа.
Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!»
Далее ребенок обращается к ребенку, которого
он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему
помогают другие дети.
«Вежливые слова».
Цель: создать условия для умения детей
употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это
хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость
и обходительность.
Материал: котик, сумка.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям «сложить» в
сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в
сумку вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т.д.
«Клубочек волшебных слов».
Цель: создавать условия
для умения у детей употреблять в своей речи «волшебные» слова;
воспитывать вежливость, доброжелательность.
Материал: клубочек из ниток.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям намотать на
клубок нить из «волшебных» слов. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и
наматывают в клубок нить.