Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ детский сад №17 "Березка" обучаются дети с ОВЗ,дети с ТНР, дети- инвалиды с НОДА,детский садсамостоятельно разрабатывает и реализует адаптированную образовательную программу дошкольного образования (далее по тексту АОП ДО) с учетом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровьядети с ТНР, дети-инвалиды с НОДА.
В МБДОУпсихолого-педагогическая служба сопровождения(учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктора по физической культуре, музыкальный руководитель) участвует в проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность специалистов организована в форме консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуального образовательного маршрута.
Психолого-педагогические условия: комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗдетей с ТНР, детей- инвалидов с НОДАспециалистами, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды, использование форм и методов организации инклюзивного образовательного процесса в группах.В работепедагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, используются специальные учебные пособия и дидактические материалы, обеспечивающие все направления коррекционно-развивающего обучения. Имеется систематизированный дидактический материал, подобранный с учетом комплексно-тематического планирования.В МБДОУ активно применяются информационно-коммуникационные технологии образования. В групповых комнатах установлены мультимедийное оборудование, интерактивнаяпанель,ноутбуки, имеются многофункциональныестолы, магнитно-маркерные доски. В кабинете учителя-логопеда и педагога- психолога имеются планшеты для индивидуальной работы с детьми.
Для детей с ТНР – это уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слов, предложения, иллюстрированные материалы для закрепления и автоматизации звуков и т.п.
Для детей с НОДА – минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам, разнообразные шнуровки по темам, рамки Монтессори, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, сухие бассейны, тренажеры, сборно-разборные игрушки и т.д.
Специальные условия для других категорий инвалидов и лиц с ОВЗ будут созданы при их поступлении в ДОУ.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для детей с ОВЗ: ТНР, для детей-инвалидов НОДА предусмотрены условия.
Образовательная деятельность осуществляется в групповых комнатах:
вторая группа раннего возраста- 1 ед.
младшая группа - 1 ед.
средняя группа- 1 ед.
старшая группа - 2 ед.
подготовительная группа- 1 ед.
ИТОГО: 6 ед.
Кроме того, имеются:
- музыкальный (физкультурный) зал - 1 ед
- кабинет учителя- логопеда - 1 ед.
- кабинет педагога- психолога -1ед.
- учебный класс- 1 ед.
Итого: 4 ед.
ВСЕГО: 10 помещений
Специальные условия для других категорий инвалидов и лиц с ОВЗ будут созданы при их поступлении в ДОУ.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для детей с ОВЗ: ТНР, для детей-инвалидов с НОДА предусмотрены помещения.
В учреждении оборудовано 6 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленныхв том числе детей-инвалидов с НОДА, детей с ТНР и лицОВЗ.
В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная . Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.
Для развития экологической культуры детей в каждой возрастной группе размещены уголки озеленения с комнатными растениями, оборудование по уходу за растениями, красочные календари природы и погоды. Разнообразный иллюстрированный материал – альбомы, картины по временам года, дидактические игры.
В старших группах оснащены уголки экспериментирования: материалы для наглядного показа и детского исследования .
В группах в зависимости от возраста детей, имеются разнообразные виды театров (трафаретный, настольный, теневой, кукольный), атрибуты, элементы костюмов для сюжетно – ролевых, режиссерских игр, игр – драматизаций. В группах раннего возраста и младших группах – уголки ряженья.
Кабинет учителя- логопеда.
В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащен кабинет учителя- логопеда:
Кабинет учителя-логопеда предназначен для
-проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
-проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.
1.Оснащение кабинета:
-зеркало настенное с лампой дополнительного освещения;
-зеркала для индивидуальной работы;
-шкафы для хранения пособий;
-столы для детей;
-стулья детский;
-стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией.
Кабинет педагога- психолога
Кабинет педагога- психолога предназначен для
- проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми,
- консультаций для педагогов и родителей.
Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Кабинет педагога-психолога изолирован, расположен на первом этаже в доступном удобном месте, так чтобы его можно было легко найти. Это дает возможность оперативно обращаться к психологу, а так же позволяет родителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюдать конфиденциальность встречи.
1.Оснащение кабинета:
- библиотека педагогической, методической и детской
литературы;
-шкаф для методических пособий и
игрушек;
- сухой бассейн,
- планшет;
разные виды театра( кукольный театр, настольный деревянный театр, театр БИ_БА_БО)
-бизиборд;
-детские столы, стулья.
Музыкальный зал.
Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения.
Музыкальный зал оснащен современнымоборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальныйцентр,учебно методическими материалами:оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки),портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.
Специальные условия для других категорий инвалидов и лиц с ОВЗ будут созданы при их поступлении в ДОУ.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для детей с ОВЗ: ТНР, для детей-инвалидов с НОДА предусмотрены условия.
Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделен на три части и включает в себя:
- Книги для воспитателя (методическая и справочная литература),
- Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,
- Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
- Книги совместного пользования.
Специальные условия для других категорий инвалидов и лиц с ОВЗ будут созданы при их поступлении в ДОУ.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для детей с ОВЗ: ТНР, для детей-инвалидов с НОДА предусмотрены условия.
- музыкально-физкультурный
зал,может
быть использовандля организации двигательной активности, физического
развития детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,
проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подгрупповых и
индивидуальных занятий, спортивных соревнований, праздников и развлечений.
Имеются, в количестве рассчитанном по числу детей в группах: мячи разных
размеров, обручи, палки, флажки, кубики, кегли, ленточки, детские тренажеры.Зал обеспечен лавочками,
лестницами-стремянками, шведской стенкой, бревном;
- уличная
спортивная площадка,может использоваться детьми-инвалидами и
лицами с ограниченными возможностями здоровья.Оснащена
спортивно-игровым комплексом для развития основных движений, дугами, бревном, баскетбольной стойкой, щитами для метания;
Специальные условия для других категорий инвалидов и лиц с ОВЗ будут созданы при их поступлении в ДОУ.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для детей с ОВЗ: ТНР, для детей-инвалидов с НОДА предусмотрены условия.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.Средства обучения подразделяются на следующие виды:
Печатные:(учебные пособия, книги для чтения,хрестоматии и т.д).
Средства, автоматизирующие процесс обучения:
- планшеты- 2 шт;
-компьютеры -3 шт;
- мультимедийное оборудование - 3 шт;
- интерактивная доска- 1 шт;
аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
Словесные:
- художественная литература;
-словари;
-другая необходимая литература;
Специальные условия для других категорий инвалидов и лиц с ОВЗ будут созданы при их поступлении в ДОУ.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Беспрепятственный доступ в здание обеспечен длядетей с ОВЗ: ТНР, для детей-инвалидов с НОДА предусмотрены условия.
МБДОУ детский сад№17 "Березка" отдельно стоящее двухэтажное здание, 1158,8кв.. имеет прилегающий земельный участок 4211 ка.м.Обеспечение доступа в здание МБДОУдетский сад№17 "Березка"инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья подтверждено Паспортом доступности.При входе имеется информационная табличка с наименованием организации,выполненнаярельефно- точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.Центральный вход оборудован звонком.
При необходимости для обеспечения доступа и сопровождения в здании образовательного учреждения инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлен сопровождающий. В учреждении установлена современная АПС и система голосового оповещения.Детский сад оборудован: средствами пожаротушения, кнопкой тревожной сигнализации. Во избежание доступа посторонних лиц в помещение детского сада учреждение оборудовано системой контроля удаленного доступа . Входные двери во время образовательного процесса постоянно закрыты. Двери эвакуационных выходов оборудованы легко открывающимися замками (без ключа), на лестницах и в коридорах обозначены пути эвакуации. В ночное время здание детского сада охраняется сторожами.Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Специальные условия для других категорий инвалидов и лиц с ОВЗ будут созданы при их поступлении в ДОУ.
Специальные условия питания
Для детей с ОВЗ: ТНР, для детей-инвалидов с НОДАпредусмотрены условия питания:
В дошкольном учреждении
созданы необходимые условия для организации питания воспитанников, в штат
включена медсестра по диетическому питанию. Прием пищи осуществляется
воспитанниками в групповых помещениях, оснащенных необходимой мебелью и
столовыми приборами.Воспитанники учреждения
получают четырехразовое питание. При организации питания учитываются возрастные
физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах.
Приготовление пищи осуществляется на пищеблоке ДОУ в соответствии с
требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13. Питание в учреждении осуществляется в
соответствии с цикличным 10-ти дневным меню, разработанным на основе
физиологических потребностей детей в пищевых веществах с учетом рекомендуемых
среднесуточных норм питания для двух возрастных категорий: для детейот 1
года до 3 лет и с 3 до 7 лет.
Питание детей-инвалидов бесплатное.
Специальные условия для других категорий инвалидов и лиц с ОВЗ будут созданы при их поступлении в ДОУ.
Специальные условия охраны здоровья
Для детей с ОВЗ: ТНР, для детей-инвалидов с НОДАпредусмотрены следующие условия охраны здоровья:
В ДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе детей-инвалидов с НОДА,детей с ТНР и лиц с ограниченными возможностями здоровья,. В ДОУ создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников,в том числе детей-инвалидов с НОДА, детей с ТНР и лиц ОВЗ.
Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей,в том числе детей-инвалидов с НОДА, детей с ТНР и лицОВЗ.в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13:
1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями и (или) медицинским работником, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
2) раз в неделю медицинский работник проводит осмотр детей.
3) в соответствии с рекомендациями ТПМПК организуется динамическое наблюдение за самочувствием и психофизиологическим состоянием воспитанников,в том числе детей-инвалидов с НОДА, детей с ТНР и лицОВЗ.
Созданы специальные педагогические условия для образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида с НОДА ребенка с ТНР:
- при создании условий образовательной деятельности в ДОУ учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности ;
- обеспечение щадящего режима при организации образовательного процесса;
- чередование индивидуальных и подгрупповых занятий;
- повторение и упрощение инструкций во время образовательного процесса;
- корректировка времени для выполнения заданий;
- снижение темповых нагрузок;
- стимулирующая помощь взрослого;
- чередование видов деятельности;
- снижение нагрузок при проведении физкультурных занятий;
- условия для двигательной активности ребенка;
- подбор специального дидактического материала и т. п.
Предусмотреныследующие помещения:
- медицинский кабинет- 1 ед.,
- процедурный кабинет - 1 ед.
Кадровое обеспечение:
- медицинская диетическая сестра - 1 чел.
- медицинская сестра - 1 чел.
- инструктор по физической культуре - чел.
- музыкальный руководитель - 1 чел.
- учитель-логопед - 1 чел.
- учитель-дефектолог- 1 чел.
- педагог-психолог - 1 чел.
Педагогические работники обучены навыкам оказания первой помощи пострадавшим - 10 чел. (83%).
Специальные условия для других категорий инвалидов и лиц с ОВЗ будут созданы при их поступлении в ДОУ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ воспитанников, в том числе детей - инвалидов с НОДА, детей с ТНР и детей с ОВЗ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам отсутствует.
Электронное обучение в ДОУ предусмотрено для педагогического и административного состава: использование интернет-ресурсов для подготовки занятий, развлечений, самообразования педагогических работников, а также прослушивания вебинаров, прохождения дистанционных курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогов.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В детском саду для получения качественного образования созданы специальные условия, которые позволяют обучать ребенка с помощью специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, согласно его психофизического развития.
Интерактивная доска.
Обучение детей становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.
Интерактивные средства обучения, отличные помощники в диагностики развития детей:
- Развитие внимания
- Памяти
- Мышления
- Речи
- Личности
- Навыки учебной деятельности
Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.Во время работы с интерактивной доской в простом режиме изображение компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а само управление компьютером можно производить с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской.
Для продуктивной и творческой деятельности детей и сотрудников ДОУ в образовательно- воспитательном процессезадействованы следующие средства технического обучения:
Мультимедийные установки- 3 шт
Интерактивная доска - 1 шт;
Музыкальный центр- 1 шт;
Компьютеры- 3 шт;
Планшеты - 2 шт;
Принтер- 3 шт;
Ноутбук- 4 шт;
Ламинатор- 1 шт;
Брошюратор- 1 шт.